Российский гуманитарный научный фонд
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Российское психологическое общество
Херсонский государственный университет
Гродненский государственный университет имени Я. Купалы
Регистрация участников:
19 октября: г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108,
кафедра общей и социальной психологии, каб. 203.
20 октября: г. Ярославль, ул. Которосльная наб., д. 46в,
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, учебно-лабораторный корпус № 7. Проезд от ж/д вокзала
«Ярославль Главный» троллейбусом № 6 до остановки «Улица Чайковского»,
маршрутными такси № 45, 72, 76, 81, 99, 140 до остановки «Площадь Юности»
Цель конференции: обобщение опыта исследований в рамках
теории системогенеза учебной и профессиональной деятельности, выполненных в
научной школе академика РАО В.Д. Шадрикова; определение перспектив дальнейшего
развития школы на основе консолидации усилий ученых разных направлений
российской и зарубежной науки в исследовании учебной и профессиональной
деятельности, личностного и профессионального развития.
Председатель программного комитета
-
Владимир Дмитриевич ШАДРИКОВ – академик РАО, д.пс.н.,
профессор кафедры общей и экспериментальной психологии, директор Института
содержания образования НИУ Высшая школа экономики (Москва)
Программный комитет
-
Нина Петровна АНСИМОВА – д.пс.н., профессор кафедры
общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (Ярославль)
-
Анатолий Викторович КАРПОВ – чл.-корр. РАО, д.пс.н.,
профессор, декан факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова (Ярославль)
-
Мергаляс Мергалимович КАШАПОВ – д.пс.н., профессор,
зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова
(Ярославль)
-
Владимир Васильевич КОЗЛОВ – д.пс.н., профессор, зав.
кафедрой социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Президент
МАПН (Ярославль)
-
Владимир Александрович МАЗИЛОВ – д.пс.н., профессор,
зав. кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
(Ярославль)
-
Надежда Викторовна НИЖЕГОРОДЦЕВА – д.пс.н.,
профессор, зав. кафедрой педагогической психологии ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
(Ярославль)
-
Юрий Павлович ПОВАРЕНКОВ – д.пс.н., профессор
кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д.Ушинского (Ярославль)
-
Галина Андреевна СУВОРОВА – д.пс.н.,
профессор, руководитель секции МО РПО «Психологическое консультирование в
учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление»
(Москва)
-
Елена Евгеньевна БЛИНОВА – д.пс.н., профессор,
зав. кафедрой общей и социальной психологии Херсонского государственного
университета (Херсон, Украина)
-
Магомед Магомедаминович ДАЛГАТОВ – д.пс.н.,
профессор, зав. кафедрой психологии Дагестанского государственного
педагогического университета (Махачкала)
-
Константин Викторович КАРПИНСКИЙ – к.пс.н., доцент,
заведующий кафедрой экспериментальной и прикладной психологии Гродненского
государственного университета имени Янки Купалы (Гродно, Беларусь)
Председатель оргкомитета
Оргкомитет
-
Ольга Григорьевна АЛЕКСАНДРОВА – к.пс.н., доцент кафедры
общей и социальной психологии, руководитель Социально-психологической службы
Херсонского государственного университета (Херсон, Украина)
-
Николай Павлович ВОРОНИН – к.пс.н., профессор, директор
Института филологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (Ярославль)
-
Лилия Марьяновна ДАУКША – к.пс.н., доцент, декан
факультета психологии Гродненского государственного университета имени Янки
Купалы (Гродно, Беларусь)
-
Елена Викторовна КАРПОВА – д.пс.н., доцент, зав. кафедрой
педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
(Ярославль)
-
Мергаляс Мергалимович КАШАПОВ – д.пс.н., профессор, зав.
кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова
(Ярославль)
-
Владимир Александрович МАЗИЛОВ – д.пс.н., профессор, зав.
кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
(Ярославль)
-
Надежда Викторовна НИЖЕГОРОДЦЕВА – д.пс.н., профессор,
зав. кафедрой педагогической психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
(Ярославль)
-
Михаил Васильевич НОВИКОВ – д.ист.н., профессор, первый
проректор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (Ярославль)
-
Юрий Николаевич СЛЕПКО – к.пс.н., доцент, декан
педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (Ярославль)
-
Александр Михайлович ХОДЫРЕВ – к.пед.н., доцент, директор
Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (Ярославль)
-
Анна Эдуардовна ЦЫМБАЛЮК – к.пс.н., начальник Центра
фундаментальных и прикладных исследований психологии образования ИПП ЯГПУ им.
К.Д. Ушинского (Ярославль)
Направления работы конференции:
МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Руководители: академик РАО, д.пс.н., профессор Владимир
Дмитриевич ШАДРИКОВ
чл.-корр. РАО, д.пс.н., профессор Анатолий Викторович КАРПОВ
д.пс.н., профессор Владимир Александрович МАЗИЛОВ
Рассматриваются актуальные проблемы системного и системогенетического подхода в
психологии, методологического анализа психологических исследований, проблемы
системогенетического подхода к исследованию интегративных свойств личности,
вопросы изучения системных качеств, интегральных психических качеств,
интегральных качеств и способностей личности, метакогнитивных и
метарегулятивных процессов, рефлексии; обсуждаются вопросы возникновения
системогенетической концепции в отечественной психологии, ее оформления в
самостоятельную психологическую теорию, развития и современного состояния
теории системогенеза деятельности.
КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Руководитель: д.пс.н., профессор Юрий Павлович
ПОВАРЕНКОВ
Обсуждаются проблемы профессионального становления и реализации субъекта труда
на различных этапах профессионального пути личности, а также в рамках
освоения конкретных профессий; обосновывается необходимость выделения
психологии профессионального становления как самостоятельной отрасли;
анализируются механизмы и факторы детерминации профессионального становления
человека, кризисы профессионального развития, проблемы периодизации и критериев
профессионализации, вопросы видов и форм профессиональной активности личности,
проблемы цикличности и выделения уровней профессионализации. Обсуждаются
методологические проблемы, теоретические и эмпирические исследования
профессиональных деструкций различного типа, включая профессиональные
деформации, психическое выгорание и т.д. Рассматриваются факторы, влияющие
на появление деструкций, анализируется динамика их формирования и
специфика проявления в различных видах профессиональной деятельности.
Исследуется воздействие деструкций на подструктуры личности и параметры
деятельности и жизнедеятельности человека, методы их диагностики и
коррекции.
ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К
ОБУЧЕНИЮ
Руководитель: д.пс.н., профессор Надежда Викторовна
НИЖЕГОРОДЦЕВА
Рассматриваются проблемы развития и специфика учебной деятельности и готовности
к обучению на разных уровнях образования (дошкольное, школьное,
профессиональное, послевузовское), формирования учебной деятельности в
соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
Анализируется специфика учебной деятельности и готовность к обучению учащихся с
проблемами развития, психологическими особенностями усвоения содержания
образования на разных его уровнях; обсуждаются вопросы разработки системы
психологического сопровождения учебной деятельности на разных уровнях
образования, методов развития, диагностики и коррекции учебно-важных качеств,
учебной деятельности, готовности к обучению, формирования эффективных стратегий
совладающего (копинг) поведения субъектов образовательного процесса.
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Руководитель: д.пс.н., профессор Мергаляс Мергалимович
КАШАПОВ
Рассматриваются проблемы исследования и формирования профессионального мышления
и коммуникативной компетентности. Обсуждаются вопросы
проблемно-ориентированного обучения, компетентностного подхода к формированию
профессионально-важных качеств бакалавра и магистра, профильного обучения
старшеклассников, адаптации студентов к условиям обучения, психологии
творчества в учебной и профессиональной деятельности, специфики инновационных
технологий в образовании. Анализируются методологические проблемы,
теоретические и эмпирические исследования и формирования конфликтной
компетентности профессионала, профилактики деструктивных конфликтов,
трансформации конфликтной ситуации в знаковое событие.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Руководитель: д.пс.н., профессор Галина Андреевна
СУВОРОВА
Обсуждаются теоретико-методологические проблемы психологического анализа
деятельности психолога-консультанта с позиций системогенетического подхода в
психологии; рассматриваются конкретные вопросы консультативной работы психолога
по проблемам развития, обучения, воспитания, личностного и профессионального
самоопределения в различных организационных структурах.
СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЮ
Руководитель: д.пс.н., профессор Нина Петровна АНСИМОВА
Обсуждаются общие закономерности и возрастные особенности целеобразования;
анализируются проблемы принятия цели личностью, восприятия и понимания в
учебной деятельности, рефлексии в целеполагании; формирование УУД, связанных с
целеобразованием – способности принимать и сохранять цель и задачи учебной
деятельности, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в младшем
шкальном и подростковом возрастах.
До 13 сентября 2015 г. необходимо прислать
заявку (форма прилагается) и текст статьи на электронный адрес: e-mail:
systconf@mail.ru
Пересылка сборника материалов конференции заочным участникам
осуществляется наложенным платежом при условии указания необходимости печатного
варианта сборника в заявке.
Публикация материалов в сборнике бесплатная.
Материалы конференции планируются к размещению в научной
электронной библиотеке eLIBRARY.