Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и
Московский государственным психолого-педагогический университет.
площадка Института образования НИУ ВШЭ по адресу: Москва, Потаповский
переулок, 16, стр. 10, аудитория 104.
Руководители проекта: И.Д. Фрумин (НИУ
ВШЭ), В.В. Рубцов (МГППУ), А.А. Марголис (МГППУ).
Научный руководитель проекта: К.Н. Поливанова (НИУ ВШЭ).
Формат семинара: выступление докладчиков, просмотр видео
фрагментов, групповая дискуссия.
Дата проведения семинара: 2 февраля 2017 в 18:00
Обязательна предварительная регистрация по
e-mail: modernchildhood@mail.ru или
на Facebook
Докладчики:
∙
Катерина Николаевна Поливанова, доктор психологических наук, профессор,
лиректор Центра исследований современного детства.
∙ Светлана Валентиновна Скарлош, научный
руководитель отделения психологии (ПсихО) Летней школы, аспирант кафедры
возрастной психологии и акмеологии, МГППУ.
В докладе будут представлены результаты разработки проективной
исследовательской методики нового типа, направленной на выявление и
формулировку ключевых тем в переживаниях современных подростков. В рамках
создания и тестирования методики участники (ученики Летней Школы 15
-17 лет) в течение трех лет делали ремейки фильма про подростков образца 1960
года «Завтра, третьего апреля», переписывая сценарий таким образом, чтобы он
отражал реальные переживания и конфликты подростков сегодняшнего дня.
Оригинальный фильм тут играл роль одновременно стимульного материала и формы, в
которую участники эксперимента облекали свои собственные переживания. В
результате было получено 6 фильмов за 3 года, из которых методом
контент-анализа можно выделить общие для всех 6ти фильмов темы и конфликты. В
докладе будут продемонстрированы эпизоды фильмов, и предложен первичный анализ
полученного материала. Так же в докладе обсуждается дизайн самой методики – на
протяжении трех циклов проведения исследования она корректировалась, что влияло
на ход работы исследовательской группы. Существенной особенностью данного
исследования является то, что участники одновременно играют роль испытуемых и
экспертов: никто точнее их самих не может оценить актуальность того или иного
переживания в среде современных подростков. И одновременно они сами
обнаруживают и формулируют эти переживания в ходе работы над фильмом. В докладе
упоминается о том, что на сегодняшний день есть острая потребность в новых
формах исследования внутреннего мира подростков. Условия взросления меняются
очень быстро, мы имеем дело с другой реальностью – цифровой, которая меняет, в
свою очередь, понятия приватности, публичности, популярности, статуса,
идентификации, дружбы, травли, и многого другого. Как именно – мы и выясняем,
пока на ощупь, с помощью экспериментальной методики, представленной в
докладе.