Россия, Самарская обл., г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196 (Академия
Наяновой)
Дважды в год Институт изучения общественных
явлений проводит научные конференции, открытые для всех желающих. В последнее
время в фокусе исследований Института находятся социальные процессы
деятельности.
В связи с этим первая конференция в этом
году будет посвящена вопросам коллективного действия в контексте процессов
образования и воспитания.
Советская наука рассматривала коллективное существование как аксиому социальных
процессов. Возможно, поэтому собственно коллективное действие не исследовалось
в нашей стране как актуальная научная проблема. В западной науке, напротив, эта
проблема ставится, объективные трудности возникновения и поддержания
коллективного действия подмечены и сформулированы рядом известных ученых, среди
которых, например, М. Олсон, Э. Остром.
Подобное противоречие существует в педагогической теории и практике. В нашей
стране есть богатый опыт организации образовательного процесса и системы
образования в целом на базе коллективного действия: например, система
воспитания детей в коллективе, коллективное действие педагогов в установлении
межпредметных связей, сотрудничество школы и родителей и проч. Изменение
социальной среды в современной России привело к тому, что этот опыт не может
быть реализован на прежних социальных основаниях, а соответствующие
педагогические концепции зачастую отвергаются или не принимаются во внимание.
Так, например, теория одаренности развивается в настоящее время вообще отдельно
от опыта и представления о коллективной деятельности.
Однако это не отменяет социальной и педагогической значимости коллективного
действия в сфере образования. Концепции развития личности в коллективе
заслуживают, как нам кажется, более пристального внимания и развития как в
теории, так и в практической работе в образовании в целом и в контексте
исследований одаренности, в частности. Каковы потенциальные возможности
коллективного действия в современном образовании? Как эффективно
актуализировать имеющиеся ресурсы коллективного действия в разных аспектах
образования?
Научная формулировка этих вопросов и подобных им проблем с учетом теорий и
концепций коллективного действия, а также с учетом специфики социальной
деятельности человека должна привести к системным выводам, которые можно
использовать в проектировании системы образования и образовательного процесса,
а также в разработке новых методов обучения.
Приглашаем к совместному обсуждению этой проблематики в рамках
следующих направлений дискуссии:
-
Теория коллективного действия.
-
Коллективное действие как элемент процесса обучения и
воспитания. Коллективное действие в процессе производства знания и в творческом
процессе.
-
Роль коллективного действия в возникновении и развитии
одаренности. Одаренные коллективы.
-
Коллективное действие различных социальных групп в сфере
образования.
Форма проведения конференции
Конференция будет проводиться в два этапа: дистанционный и очный.
— На дистанционном этапе обсуждение тезисов участников будет проводиться
на сайте организатора. Каждого участника просят зарегистрироваться и разместить
свои тезисы на сайте, прокомментировать тезисы как минимум двух других
участников и ответить на комментарии к своим тезисам.
— на очном этапе участники представят свои работы для непосредственного
обсуждения в формате 10-минутной презентации или доклада с последующим
обсуждением. Возможно участие посредством видеоконференции.
Отбор для участия в конференции - на основе рассмотрения тезисов.
Условия участия в конференции: Участие в
конференции и публикация в журнале бесплатные.
Для участия в конференции необходимо:
— заполнить электронную заявку, приложив к ней тезисы доклада объемом 1,5
страницы (http://socialphenomena.org/ru/submissions/authors_form/),
— после подтверждения участия зарегистрироваться на нашем сайте и принять
участие в дистанционном этапе конференции,
— представить свое исследование для обсуждения на очном этапе
конференции.
Сроки (предварительные):
20 марта 2017 г. – окончание приема заявок и тезисов для участия в
конференции,
26 марта 2017 г. – информирование участников о результатах рассмотрения
заявок,
27 марта – 5 апреля 2017 г. – дистанционный этап конференции,
7 – 8 апреля 2017 г. – очный этап конференции.