Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

22 сентября 2021 |Россия, Москва   семинар

Семинар "Современное детство: теория и практика"

Организаторы

Центр междисциплинарных исследований современного детства

Информационное письмо

Центр междисциплинарных исследований современного детства приглашает Вас на семинар серии «Современное детство: теория и практика». В предстоящем учебном году семинары пройдут в рамках цикла «Игровая реальность современного детства».

Встреча пройдет 22 сентября в 18:00 (Москва) на платформе ZOOM.

Программа встречи:

Доклад: «Детская игра с позиций культурно-исторической психологии» (45 мин.)

Аннотация доклада. Организация и педагогическая поддержка игр в условиях детского сада имеет долгую историю, однако принципы ее организации полностью противоречат пониманию игры в рамках культурно-исторической психологии. Во-первых, приоритетом воспитателей выступает «движение в оптическом поле», на что они и нацеливают детей: максимально развернутые и ориентированные «на зрителя» действия, максимально реалистические игрушки (как фабричные, так и самостоятельно изготовляемые педагогами), минимальное использование предметов-заместителей. Очевидно, что переход в смысловое поле в таких условиях крайне затруднен. Во-вторых, за эти столетия детская игра столкнулась еще с одной проблемой, не менее серьезной, чем уничтожение смыслового поля игры: это подмена идеальной формы деятельности. Л.С. Выготский предупреждал, что, если в среде отсутствует соответствующая идеальная форма, то у ребенка не разовьется соответствующая деятельность, соответствующее свойство, соответствующее качество. Исторически сложилось так, что «идеальная форма игры» была не просто изъята из жизни детей, но произошла ее подмена. В результате тот образец «игры», который предлагается ребенку взрослым, не содержит главной – смыслообразующей – составляющей. Есть ли у нас сейчас представление о той идеальной форме игры, какой она должна была бы быть, есть ли документальные свидетельства ее существования? Игры младших школьников и подростков в отдельных случаях дают возможность составить представление об игре как широком моделировании социальных процессов, но не в плане «изображения» тех или иных действий в магазине или парикмахерской, а через попытки воссоздания внутренних законов устройства любых социальных феноменов: от города или календаря до законов экономики, порождения языка, истории, законов, научного знания и т.п. Рассматривая детскую игру с позиций культурно-исторической психологии, нельзя не коснуться также и вопроса генезиса игры, ее превращения из натуральной в культурную форму деятельности через переход от игр-экспериментирований к опосредованным речью и предметом-заместителем (определяющих возможность выстраивания смыслового поля и управления собственным поведением) сюжетным играм.

Источник: https://childresearch.ru/event/detskaja-igra-s-pozicij-kulturno-istoricheskoj-psihologii-sovremennoe-detstvo-teorija-i-praktika/