Он-лайн конференция «Родительство в зеркале СМИ» была проведена на портале Psyjournals.ru. В качестве докладчиков в конференции приняли участие 11 психологов из России и одного – из Белоруссии. Участники конференции поделились опытом сотрудничества с телевизионными программами, популярными и ориентированными на родителей газетами и журналами, Интернет-проектами.
Целью конференции являлось создание пространства для профессионального общения психологов и журналистов, освещающих проблемы семьи и детей. Данная конференция — шаг в направлении обобщения опыта сотрудничества в данной области, описания "лучших практик" в сфере психолого-педагогического просвещения через СМИ.
При организации секции «Психологическое просвещение в СМИ: проблемы и перспективы» мы учитывали распространенность психологических и «околопсихологических» публикаций, передач, Web-порталов для родителей, а также важность этих источников информации на определенных этапах жизни семьи (например, журналы о детях всегда находятся в зоне «шаговой доступности», что для многих матерей с маленькими детьми удобнее, чем поездка на консультацию к психологу).
Роль «пишущего» психолога для многих специалистов стала второй профессией, а наиболее активные авторы зачастую переходят от формата журнальной колонки к изданию книг для родителей. В процессе бурного развития сотрудничества СМИ с психологией возникает ряд организационных, этических и содержательных проблем. Они затрагивают как читателей (например, риск дидактогений при некорректном подборе и подаче материала, при жесткой ориентировании аудитории на раз и навсегда установленную «норму»), так и самих психологов (например, переживания по поводу несовпадения собственной авторской позиции и отношения редакции к освещаемой проблеме).
Работа над секцией «Неблагополучные семьи в объективе прессы» показала, что данная проблема привлекает недостаточно внимания в профессиональной сфере. В то же время некорректное освещение данной проблемы приводит к снижению толерантности к семьям, в которых родители неадекватно исполняют родительские обязанности, к усугублению их социальной изоляции.
Секция «Освещая дорогу к дому» стала своеобразным подведением итогов Года ребенка, ознаменовавшегося активным развитием семейного устройства детей-сирот. Как продвижение идеи семейного устройства в целом, так и распространение информации о конкретных детях, ищущих семью, оказалось объектом пристального внимания психологов. В последние несколько лет был опубликован ряд материалов для работы с темой социального сиротства (В повестке дня социальное сиротство: "дети улиц" на страницах региональных газет». Независимый Институт Коммуникативистики. М, 2002; Найди меня, мама! Материалы в помощь журналисту. АНО «Студио-Диалог», 2006.). 1 декабря 2008 г. в зале коллегий Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям прошел круглый стол «Приемные семьи: поддержка общества, поддержка СМИ». Его провела АНО «Студио-Диалог» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Целью круглого стола было привлечение внимания журналистов центральных и московских СМИ к теме общественной поддержки приемных семей.
Публикации и передачи о семейном устройстве помогают сформировать позитивное отношение к приемной семье в обществе, а также выполняет функцию «самоотбора» кандидатов в усыновители или приемные родители, помогает ответить на вопрос, «мое ли это?», «какие трудности меня ждут, и как я буду с ними справляться?». Но всегда существует риск, информируя общество о проблеме детей-сирот (или любой другой уязвимой группы населения), невольно способствовать укреплению стереотипов.
Рекомендации
Для повышения эффективности сотрудничества необходимо разрабатывать специальные образовательные программы (спецкурсы, краткосрочные курсы повышения квалификации) как для журналистов, так и для психологов.
Примером образовательной программы для журналистов является авторский спецкурс А.Берниковой «Социальные проекты и СМИ», реализуемый на 4 курсе факультета журналистики Московского государственного открытого педагогического университета им. Шолохова. На занятия приглашаются психологи, сотрудники некоммерческих организаций, помогающих детям и семьям; практика студентов проходит на базе действующих НКО, волонтерских объединений.
При подготовке материалов широкой детско-родительской тематики рекомендуется:
- обращать внимание на согласование целей авторской работы психолога и целей журнала. В рамках работы государственного или частного психологического центра может быть полезным медиа-кит - сборник материалов для заинтересованных СМИ, помогающий журналистам сориентироваться в направленности, целях и задачах работы центра, и сделать выводы об их «совместимости» с форматом своего издания.
- содействовать углублению понятия «психологическое просвещение», разработке теоретического, практического и нормативного содержания сотрудничества психологов со СМИ и журналистов – с психологами, привлекаемыми в качестве соавторов, экспертов, интервьюируемых.
- учитывать различия в позициях популяризатора психологических знаний и психолога-эксперта, а также специфическую роль специалиста как носителя «экспертного знания» и связанные с ней риски.
- при свободном выборе темы учитывать неравномерную представленность различных тем по психологии родительства и детства (разных возрастов, проблем) в отечественных СМИ.
- учитывать широкий культурно-исторический контекст сотрудничества психологов и СМИ в нашей стране, популярные представления и мифы о психологии, существование в обществе различных практик воспитания детей.
При подготовке материалов на тему семейного устройства детей-сирот:
- учитывать существующие стереотипы в отношении детей-сирот; усыновителей, опекунов, приемных и замещающих семей; организации работы по семейному устройству детей.
- в материалах, посвященных проблемам семейного устройства, должна присутствовать идея: «Брать детей на воспитание – это нормально, в этом нет ничего особенного, это обычная практика». С другой стороны, как и любая деятельность, воспитание приемного ребенка требует определенной зрелости мотивации, специальных знаний и навыков. СМИ могут сыграть большую роль в разъяснении необходимости профессионального сопровождения замещающей семьи.
- выдерживать баланс между сложностью и неоднозначностью материала с одной стороны, и сведения к простым оценкам «хорошо-плохо», к простым эмоциям типа «жалко», «ужасно», «прекрасно» или «страшно» - с другой.
Подводя итоги, важно отметить актуальность данной темы для практических психологов и журналистов, работающих в сфере «родительской» или социальной журналистики. Уже поступили заявки на участие в следующей подобной конференции.
Благодарим всех участников за их вклад в обсуждении темы. Они стали первопроходцами, очертили основной круг проблем, а также указали на серьезные пробелы в осмыслении темы сотрудничества психологов и СМИ.
Статьи конференции можно скачать в сборника «Родительство в зеркале СМИ»