Инклюзивное образование – современная модель развития общества
Москва. 18 декабря 2009 года
17 декабря 2009 года в рамках программы «Год равных возможностей» состоялся круглый стол на тему:
«Модель инклюзивного образования в Москве: создана ли новая реальность? Законопроект: теория и практика».
Круглый стол проходил в здании школы № 518 и был приурочен к принятию законопроекта Мосгордумой от 16 декабря 2009 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве» во втором слушании.
В законопроекте учтены основные положения Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007 года и провозгласившей своей целью поощрение, защиту и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав и основных свобод человека.
Суть Закона и его необходимость для российского общества в том, что он предоставляет право всем детям с инвалидностью на получение соответствующего образования, адаптацию, интеграцию и впервые позволит узаконить то позитивное, что уже наработано в практике. Закон распространяется на все категории заинтересованных лиц: детей с инвалидностью и имеющих ограничения по здоровью, родителей, педагогических работников и представителей органов власти.
Одно из новшеств Закона в том, что он не ограничивает права детей по достижению ими 18 лет, чего не было раньше.
Кроме того, статья 23, которая называется «Переходный период», утверждает, что в идеале ребенок (и его родители) может выбирать для обучения любое учреждение.
Пока же будут определены конкретные образовательные учреждения лишь в десяти административных округах.
Размеры выплат (компенсаций), затраченных родителями на самостоятельное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будут прописаны в нормативно-правовых актах правительства Москвы (переносятся на 1 января 2011 года).
Срок внесения поправок в законопроект установлен до 25 января 2010 года. Ориентировочный срок принятия закона в третьем чтении – I квартал 2010 года.
«Московские власти намерены интенсивно развивать программу инклюзивного образования», – заявил руководитель Департамента соцзащиты населения города Москвы Владимир Петросян. По его мнению, Москва считает одной из главных своих задач обеспечение доступности образования для лиц с инвалидностью. Сегодня более трех тысяч детей обучаются на дому, 800 из них – с помощью дистанционных технологий, т.е. через компьютеры. С начала 2010 года еще 300 московских детей с ограниченными возможностями станут «посещать» виртуальные уроки. Внедрение же инклюзивного образования, когда ребенок с проблемами по здоровью учится в обычном классе с другими детьми, кардинально меняет судьбу таких детей, поскольку быстрее идет не только адаптация к жизни, но и появляется желание продолжать образование в высших учебных заведениях.
«Инклюзивное образование – открытая, современная модель развития нового динамичного общества и государства, создающая дополнительные социальные и конкурентные преимущества странам»,
– считает Роза Денис, глава региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».
Только через образование можно построить общество равных возможностей,- продолжает она.
Инклюзивное обучение – это долгий процесс, который начинается с детских садов и школ. Не ребенок должен подстраиваться под образовательные условия, а система образования должна стать более гибкой и работать на детей, а не на себя. Необходимо как можно быстрее ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов, чтобы каждый сумел себя реализовать в жизни, сметая всяческие барьеры, чтобы каждый нашел друзей, интересную работу и создал семью».
Депутат Государственной Думы России Михаил Терентьев считает важным, чтобы люди с инвалидностью не стеснялись отстаивать свои права, были бы активными строителями своей жизни и общества.
«Будущее за инклюзивным образованием. У всех, кто заинтересован в модернизации страны и социальном прогрессе общества, оно есть», – резюмирует Михаил Терентьев.