9 декабря
«Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии».
Лекторы:
Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» МГППУ
Владимирова Наталья Владленовна, старший научный сотрудник лаборатории.
- Вероника Нисоновна представила авторскую концепцию психологического сопровождения замещающей семьи.
Теоретико-методологическим основаниями концепции являются:
- системный подход,
- теории и концепции, объясняющие причины формирования нарушений в развитии у детей в условиях материнской и других видов депривации,
- отечественные теории развития в рамках культурно-исторического подхода,
- концепции активизации личностного потенциала.
Эмпирическими основаниями концепции стали
- результаты многолетнего динамического исследования становления и развития семейной системы с приемным ребенком,
- особенностей «замещающего родительства»,
- формирования взаимной идентификации в замещающей семье,
- последствий отказа семьи от воспитания приемного ребенка,
- мониторинга отношения Российского общества к замещающей семейной заботе и детям-сиротам и т.д.
Замещающая семья в рамках концепции рассматривается как:
- особый тип семейной системы;
- результат объединения базисной семьи и ребенка, оставшегося без попечения, в единое целое;
- система обладающая собственными закономерностями становления и развития;
- система, испытывающая влияние различных уровней «жизненной среды» и сама оказывающая реструктуризирующее воздействие на них;
- «психологическая среда» для развития ребенка
- механизм компенсации у приемного ребенка нарушений социализации.
В психологическом сопровождении замещающей семьи В.Н. Ослон выделяет 2 направления: «экологическое» и «континуальное». В рамках 1-го направления мишенями психологического сопровождения становятся: психологическая готовность общества к принятию ценности замещающей семейной заботы, создание «поддерживающей среды» в территории проживания семьи, привлечение «достаточно ресурсных» семей к приему ребенка, актуализация ресурсов ближайшего окружения семьи, системные изменения в самой семье депривационные нарушения в развитии ребенка и т.д. В рамках 2-го - потребности семьи и ребенка-сироты в семейном жизнеустройстве, готовность к приему, эффективность замещающей семейной заботы, а также завершение ситуации травмы, создание поддерживающей сети для ребенка в ситуации неудачного семейного жизнеустройства. Сопровождение осуществляется на основных этапах приема: подбора, подготовки семьи и ребенка к приему, в континууме приема в соответствии с выделенными автором закономерностями становления и развития семьи в качестве замещающей, при выходе приемного ребенка из семьи.
В соответствии с потребностями и состоянием базовой семьи и ребенка – сироты выделяются различные уровни их подготовки к приему (базовый, основной, терапевтический), а также уровни сопровождения уже существующих замещающих семей (общий, кризисный, экстренный). Раскрыты содержание, технологии работы с семьями и детьми на данных уровнях. Представлена авторская организационная модель Московской службы сопровождения замещающей семьи, в рамках которой должно быть организована психологическая помощь семьям, воспитывающим приемных детей.
В завершение лекции выступила Н.В.Владимирова. Она рассказала о конкретных техниках реабилитации приемных детей, подвергшихся жестокому обращению или сексуальному насилию. Был обозначен круг проблем, с которыми может встретиться замещающая семья, приняв такого ребенка, и представлены методы работы по их преодолению.
Презентации лекций:
- Презентация Ослон В.Н. (PDF, 215 Kb)
- Презентация Владимировой Н.В. (PDF, 425 Kb)