03 февраля 2010г. прошла тринадцатая публичная лекция МГППУ.
«Нарративная терапия и работа с сообществами»
Лекцию прочел Москвичев Вячеслав Викторович, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков (Центр "Перекресток" МГППУ).
Лекция была посвящена нарративному подходу в психотерапии. Это направление в консультировании и социальной работе, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.
Методы и технологии, развиваемые в контексте нарративной терапии, сама позиция нарративного терапевта, не просто позволяют решать проблемы, а помещают общение терапевта и человека, которому тот оказывает помощь, в такой контекст, в котором сами понятие "сопротивление клиента", "немотивированность" теряют смысл. Нарративный практик помогает человеку изменить ситуацию, которую сам человек считает проблемной, и становится со-автором новой истории, предпочитаемой самим человеком. Именно поэтому нарративная терапия становится востребованной в социальной работе с людьми, которых часто относят к «трудным клиентам».
Лекция состояла из двух частей: теоретической и практической.
В начале теоретической части Вячеслав Викторович раскрыл понятие нарративной метафоры. В соответствии с ней, человеку свойственно объединять множество событий своей жизни в истории, повествования, которые человек рассказывает о себе другим и самому себе. При этом часть событий (большая часть) остается за пределами повествования. Порой, сложившаяся история жизни человека носит проблемно-насыщенный характер, оставляя за рамками события и истории, не укладывающиеся в доминирующий сюжет.
Основной идеей в нарративной терапии является «мультиисторичность» жизни, то есть наличие разных историй у человека в зависимости от событий, которые в нее входят. И здесь важной задачей для терапевта является помощь человеку в выстраивании на основе этих событий предпочтительной истории собственной жизни.
Одна и та же история может быть пересказана с разных точек зрения, и то, как это будет сделано, повлияет на восприятие, оценку происходящего и дальнейшие действия человека.
Далее Вячеслав Викторович рассказал об основателе нарративной практики Майкле Уайте, его профессиональном пути от социального работника в детском психиатрическом госпитале и системной терапии к созданию нарративной практики.
Лектор дал сравнительную характеристику структуралистского и постструктуралистского взглядов на психотерапию и представление о личности. Была представлена концепция о коллективном, социальном характере идентичности, в противовес индивидуальной, основанной на представлениях о «внутренней сущности».
В конце теоретической части были описаны основные техники нарративного подхода:
- экстернализующая беседа;
- беседа, направленная на восстановление авторской позиции;
- беседы, направленные на восстановление участия;
- церемония принятия самоопределения;
- беседы, выделяющие уникальные эпизоды;
- беседа об отсутствующем, но подразумеваемом;
- беседа о чувстве личной несостоятельности;
создание документов.
В большинстве своем данные техники представляют собой искусство задавания вопросов, расспрашивания, из позиции уважительного искреннего интереса.
В практической части были более подробно представлены некоторые из техник, названных М.Уайтом «картами» (карта - это схема, последовательность расспрашивания), которые дают практику ориентиры и направления расспрашивания, но не предопределяют маршрута и всегда оставляют непредсказуемым конечный пункт путешествия, которое проделывают практик вместе с человеком, обратившимся за помощью.
Совместно со слушателями была разобрана карта экстернализующей беседы, были представлены практические примеры из практики слушателей, и возможности их пересмотра в новой перспективе.
С помощью карты, восстанавливающей авторскую позицию, слушателям было предложено увидеть саму лекцию как событие одной из возможных историй их собственной жизни.
В качестве одой из важнейших карт нарративной практики была описана карта опроса внешних свидетелей, предполагающей приглашение людей, к свидетельствованию и обогащению истории человека, ищущего психологической помощи.
Фрагмент лекции