24 февраля 2010 г. прошла шестнадцатая публичная лекция МГППУ«Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте»
Лекцию читала Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ.
В лекции проблема осуществления раннего вмешательства была представлена на примере работы Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства.
В начале лекции была представлена история разработки программ раннего вмешательства, освещались вопросы, которыми чаще всего задаются специалисты, оказывающие раннее вмешательство:
- Как можно раньше выявить детей, нуждающихся в раннем вмешательстве?
- Интенсивность, регулярность и продолжительность программ.
- Доступность по местонахождению.
- Финансовая доступность программ раннего вмешательства.
- Оценка эффективности.
Затем были обозначены факторы, влияющие на эффективность раннего вмешательства:
- возраст, в котором начато вмешательство;
- интенсивность и продолжительность программ;
- вовлеченность родителей.
Особо отмечался тот факт, что базовым принципом раннего вмешательства является принятие родителей как равных партнеров в осуществлении помощи ребенку. В связи с этим, были представлены основные стратегии развития партнерских отношений между специалистами и родителями:
- Участие родителей в оценке уровня развития ребенка.
- Предоставление родителям возможности влиять на составление программы помощи и активное участие в этой программе.
- Участие в оценке эффективности программ помощи, а так же влияние на услуги, предоставляемые учреждением.
Далее, обсуждались технологии командной работы с детьми с нарушениями в развитии, в которой участвуют: доктора (педиатры, неврологи), педагоги, логопеды, психологи, физические терапевты, эрготерапевты, социальные работники, родители.
Затем, более подробно были рассмотрены основные принципы построения программ раннего вмешательства:
- Междисциплинарный подход.
- Включение родителей как членов команды, и укрепление их роли в жизни ребенка.
- Любое нарушение рассматривается с точки зрения понимания психологических и социальных нужд ребенка и его семьи.
- Определение сильных и слабых сторон семьи.
Также отмечались условия для построения командной работы:
- Единые идеологические подходы у всех членов команды;
- Использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей;
- Совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов;
- Учет целей, поставленных другими членами команды при проведении программы вмешательства;
- Возможность совместных обсуждений в ходе планирования и проведения программы.
Также Наталия Николаевна представила работу Учебной консультации и практикума по возрастно-психологическому консультированию в МГППУ (подробнее материалы представлены в презентации).
Видеофрагмент лекции