Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

24 февраля 2010 |Россия, Москва   цикл лекций

Публичная лекция «Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

24 февраля 2010 г. прошла шестнадцатая публичная лекция МГППУ«Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте»

АвдееваНН

Лекцию читала Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ.

В лекции проблема осуществления раннего вмешательства была представлена на примере работы Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства.

В начале лекции была представлена история разработки программ раннего вмешательства, освещались вопросы, которыми чаще всего задаются специалисты, оказывающие раннее вмешательство:

  1. Как можно раньше выявить детей, нуждающихся в раннем вмешательстве?
  2. Интенсивность, регулярность и продолжительность программ.
  3. Доступность по местонахождению.
  4. Финансовая доступность программ раннего вмешательства.
  5. Оценка эффективности.

Затем были обозначены факторы, влияющие на эффективность раннего вмешательства:

  1. возраст, в котором начато вмешательство;
  2. интенсивность и продолжительность программ;
  3. вовлеченность родителей.

Особо отмечался тот факт, что базовым принципом раннего вмешательства является принятие родителей как равных партнеров в осуществлении помощи ребенку. В связи с этим, были представлены основные стратегии развития партнерских отношений между специалистами и родителями:

  1. Участие родителей в оценке уровня развития ребенка.
  2. Предоставление родителям возможности влиять на составление программы помощи и активное участие в этой программе.
  3. Участие в оценке эффективности программ помощи, а так же влияние на услуги, предоставляемые учреждением.

Далее, обсуждались технологии командной работы с детьми с нарушениями в развитии, в которой участвуют: доктора (педиатры, неврологи), педагоги, логопеды, психологи, физические терапевты, эрготерапевты, социальные работники, родители.

Затем, более подробно были рассмотрены основные принципы построения программ раннего вмешательства:

  1. Междисциплинарный подход.
  2. Включение родителей как членов команды, и укрепление их роли в жизни ребенка.
  3. Любое нарушение рассматривается с точки зрения понимания психологических и социальных нужд ребенка и его семьи.
  4. Определение сильных и слабых сторон семьи.

Также отмечались условия для построения командной работы:

  1. Единые идеологические подходы у всех членов команды;
  2. Использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей;
  3. Совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов;
  4. Учет целей, поставленных другими членами команды при проведении программы вмешательства;
  5. Возможность совместных обсуждений в ходе планирования и проведения программы.

Также Наталия Николаевна представила работу Учебной консультации и практикума по возрастно-психологическому консультированию в МГППУ (подробнее материалы представлены в презентации).

Презентация лекции

Авдеева_лекция

 

Видеофрагмент лекции