Основными секциями конференции стали "Организация работы по психологическому сопровождению приемного родительства" и "Особенности подготовк специалистов по работе с примеными семьями".
На пленарном заседании ректор МГОСГИ Алексей Борисович Мазуров и старший научный сотрудник краеведческого музея Лариса Борисовна Рябкова рассказали об исторических аспектах воспитания и семейного устройства детей-сирот в Коломне. В конце XVII века Коломна стала одним из первых городов, где была открыта так называемая сиротопитательница. В
Заместитель Министра образования Московской области Александра Ивановна Котова рассказала об успехах в сфере семейного устройства и о планах дальнейшего развития системы. Помимо административных и законодательных мер по развитию института приемной семьи она указала на необходимость создания и развития служб сопровождения семей, принявших детей, а также просвещение населения в СМИ.
Активно обсуждались вопросы готовности принимающей семей к воспитанию детей, а также ее диагностики. Стандартизированные тесты, например, личностные опросники, не «улавливают» значимых моментов, а их использование утомляет клиентов и придает ситуации характер «бюрократического» взаимодействия. В качестве альтернатив были предложены:
- Совместное интервью с обоими супругами или другими родственниками, проживающих с ними, с упором на фактические обстоятельства семейной жизни и особенности их переживания, мотивационных и ценностных аспектов. Своеобразным индикатором откровенности интервьюируемых может являться сравнение упомянутых ими фактов и содержания документов, передаваемых в органы опеки (Поставнев В.М., ЦПМСС Московской области).
- Для целей отбора (и самоотбора) служит установочный тренинг, на котором кандидаты осознают собственную мотивацию, задачи принимающей семьи и др. Уже после установочного тренинга принимается решение о собственно подготовке будущих усыновителей, опекунов, приемных родителей. Участие в длительном, обучающем и терапевтическом тренинге только мотивированных и прошедших отбор кандидатов представляет собой модель, эффективную не только с психологической, но и с экономической точки зрения (Левина М.Ю., «Родительский мост», Санкт-Петербург).
Т.В. Губина (детский дом №37, Москва) и многие другие выступающие поднимали вопрос о готовности самих психологов оказывать поддержку принимающим семьям. Чтобы не попасть в специфические «ловушки» консультационного процесса семьи, взявшей ребенка-сироту, психолог должен владеть знаниями:
- О специфике развития ребенка в условиях учреждения, влиянии на него потери кровной семьи и др.,
- О принимающей семье – от типологии мотиваций приемного родительства до отношения к этому явлению в широком социуме,
- О динамике становления новой принимающей семьи, о кризисах адаптации.
Опыт Детских Деревень SOS (Орлова Е.В., Митяев Л.Л., Васильев А.А., Томилино, Головина М.В., Мурманская область) позволил участникам конференции посмотреть на принимающую семью как на институт профессионального родительства, требующий соблюдения определенных условий (структурированность жизни, забота родителей о себе как особая компетенция и др.), планирования и оценки.
В качестве новых тем, не звучавших на первой конференции, можно выделить сопровождение принимающей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, и проблемы вторичного сиротства, т.е. возврата детей с различных форм семейного устройства в государственные учреждения. Вероника Нисоновна Ослон (руководитель Лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства МГППУ) рассказала об элементах системы реабилитации детей, переживших вторичный отказ:
- Уполномоченные организации (в том числе берущие на себя часть функций органов опеки) проводят профилактическую работу: подготовку и сопровождение принимающих родителей.
- Реабилитационные группы для возвращенных детей, создаваемые на базе детских домов, интернатов или Уполномоченных служб. Они представляют собой переходное пространство, где ребенок живет около двух месяцев. Там он получает психологическую помощь, а также поддержку от воспитателя, который находится с ребенком постоянно.
- Субъекты помощи – возвращенные дети, возвратившие их принимающие семьи, а также педагоги, работающие с этими детьми.
- Технологии помощи.
Также на конференции был представлен анализ зарубежного опыта в изучении вторичного сиротства.
Интерактивной частью конференции стали мастер-классы "Системные расстановки как метод психологического консультирования" (тема, которая была популярной и на прошлой конференции), "Школа принимающих родителей", "Использование методов сказкотерапии в работе с приемными семьями", а также круглый стол "Опыт работы добровольческой организации по содействию семейному устройству детей-сирот". На круглом столе фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам" представил опыт психологического сопровождения волонтеров, консультационной и просветительской деятельности.