Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

10 марта 2010 |Россия, Москва   цикл лекций

Публичная лекция «Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Барцалкина10 марта 2010 г. прошла восемнадцатая публичная лекция

«Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения»

Лекцию прочла Виктория Васильевна Барцалкина, кандидат психологических наук, доцент, зав. лабораторией «Медико-психологическая реабилитация» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ

Лекция посвящена природе аддиктивного (зависимого) поведения и ранней психологической травме. Виктория Васильевна представила метод Мэрилин Мюррей (США) и проиллюстрировала его применение в терапевтической работе.

Теоретическая концепция данного метода основана на психоаналитической традиции. Основная единица анализа – эмоциональное страдание. Травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей может разрушать четыре основных аспекта  жизни ребёнка: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе.

Одно из ключевых понятий – субличность «Естественный Ребенок». Он обладает интеллектом, талантами, творческими способностями, особенностями личности и внешности, способен испытывать все чувства. Под влиянием  негативных внешних воздействий, таких как травма, оскорбление, пренебрежение, болезнь и т.д., целостность  «Естественного Ребёнка»  разрушается. Появляется ещё одна субличность – «Плачущий Ребёнок».

В «Плачущем Ребенке» содержатся только болезненные чувства: грусть, страх, обида, злость, одиночество, беспомощность. Для защиты «Плачущего Ребенка» «Естественный Ребёнок» создаёт «Контролирующего Ребенка». Это врожденный защитный механизм. «Контролирующий ребёнок» будет использовать все средства, чтобы избавиться от эмоциональной боли. К числу самых распространенных защит, используемых  «Контролирующим Ребенком», относятся:

  • репрессия и обезболивание: едой, алкоголем, наркотиками, медикаментами, сексом, табаком;
  • отвлечение: школа, работа, религия, спорт, музыка, телевизор, компьютер, навязчивая забота о других,  азартные игры, постоянная занятость.

В качестве защитного механизма «Контролирующий Ребенок» должен использоваться как временная помощь для снижения боли во время стресса. Если защита используется постоянно, это может приводить к развитию патологических пристрастий, формируя различные виды зависимостей. Кроме того, могут возникать нездоровые сочетания «Плачущего Ребенка» и «Контролирующего ребенка». Это происходит тогда, когда нужды «Плачущего ребёнка» не удовлетворяются, и «Контролирующий ребёнок» теряет возможность сдерживать (подавлять) боль «Плачущего ребёнка», в результате чего формируются  такие субличности, как:

  • «Разгневанный Бунтующий Ребенок» – открыто враждебный и агрессивный по отношению к другим;
  • «Упрямый Эгоистичный Ребенок» – пассивно-агрессивный, манипулятор, интриган, ведет себя уклончиво, мстит.

Общие черты этих двух субличностей:

  • безрассудность,
  • склонность к оправданию себя и обвинению других,
  • делают только то, что им хочется, даже если знают, что эти действия принесут вред им самим и/или другим людям,
  • нежелание смотреть на последствия своих действий и отказ нести за них ответственность,
  • являясь жертвой, становятся обидчиками (по отношению к себе и/или окружающим)

Любая из этих двух субличностей, так или иначе, разрушает целостность личности.   

Во взрослом возрасте это может привести к:

  • формированию зависимого поведения,
  • узкому диапазону эмоций,
  • депрессии, склонности к суициду,
  • демонстративному поведению,
  • снятию с себя ответственности и т.д

Цель терапии – «Здоровая Уравновешенная Личность». Это интегрированный, гармоничный человек: разумный, рассудительный, ответственный, но в то же время глубоко соединенный с чувствами. «Здоровая Уравновешенная Личность» - сбалансированное, здоровое сочетание «Естественного Ребёнка»  совместно с  положительными, сильными качествами «Плачущего Ребёнка» и «Контролирующего Ребёнка».

Презентация (смотреть, скачать)

слушатели Барцалкиной