Елена Юрьевна Печникова обратила внимание на то, что запрос на психологическую помощь беременным эксплицирован в учебниках по акушерству, однако описание физиопсихопрофилактики для будущих матерей занимает 3-4 листа в учебных пособиях, а ее целью является устранение негативных эмоций и страха перед родами (т.е. не имеет отношения собственно к материнству). Фактически, у акушера-гинеколога нет ни времени, ни профессиональных средств для того, чтобы целиком возложить на себя эту задачу. Гораздо важнее было бы давать будущим акушерам навыки междисциплинарной работы и переадресации своих пациенток к психологу в определенных ситуациях.
Уход от сотрудничества акушеров-гинекологов и психологов чреват более высокой частотой патологий в родах и соматических заболеваний у детей; необходимостью прибегать к вспомогательным репродуктивным технологиям. Более того, у самих медиков есть потребность в психологической помощи, учитывающей особенности их работы.
Роды – это не финал, а только начало пути. Медицинская и психофизиологическая подготовка к родам служат своим задачам, а психологическая – своим, помогая родителям выстроить перспективу того, что ждет их после рождения ребенка.
Ольга Сергеевна Портнова и Анастасия Александровна Попова рассказали об организации работы курсов для будущих родителей при районной женской консультации и в коммерческом медицинском центре. Между двумя выборками были выявлены различия.
Женщин, наблюдающихся в женской консультации, характеризуют:
- Высокий уровень тревоги из-за перестройки семейной системы при отсутствии мотивации на эту перестройку,
- Низкий уровень культуры тела (практически никто не занимается физическими упражнениями),
- Внешний локус контроля и внешняя каузальная атрибуция,
- Недостаток адекватных копинг-стратегий (например, поиска информации), склонность к соматизации психологических проблем,
- Отсутствие выстроенной модели материнства, отсутствие информации о беременности собственной матери, об истории своего рождения, младенчества,
- Недостаток знаний по уходу за ребенком из-за ориентации на роды
Вышеописанные характеристики - это не ярлыки, описывающие "неправильность" женщин, а, скорее, краткое представление их запросов к психологу. Например, отсутствие представлений о том, "есть ли жизнь после родов", может вполне осознаваться и очень серьезно осложнять жизнь беременной. Это говорит не о том, что женские консультации посещают толпы "плохих матерей", а о том, что психологу есть, что предложить им в помощь. А на каком основании он может это делать?
Приказ МЗСР России от 02 октября 2009г. №808н "Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи" внедряет в женские консультации программу подготовки к родительству, направленную на адаптацию беременных женщин и членов их семей к беременности, родам и родительству. Его выполнение подразумевает ведение групп с участием психолога и педиатра, создание серьезной материальной и методической базы. Однако о финансировании, соразмерном заявленному объему работ, пока говорить не приходится.
Что касается коммерческой клиники, на этапе звонков основными запросами клиентов являются: выбор роддома и врача, навыки обезболивания родов, а также интерес к темам, посвященным самому ребенку. Большое количество часов занятий с психологом и педиатром приводит к отсеву на первом этапе общения, поэтому на курсы приходят наиболее мотивированные клиенты (часто – семейные пары).
На первом занятии с психологом участники группы сами формулируют и сортируют свои запросы. Первое место по популярности делят страхи, связанные с родами, и желание создать условия для здоровья и счастья ребенка. На втором месте – «что делать с бабушками?» - т.е. попытки конструктивно пережить семейный кризис, вовлечь близких в процесс воспитания ребенка либо простроить границы. Далее, популярна тема общения с ребенком. Вызывает интерес функции и задачи самого психолога.
Результаты скрининговой диагностики в начале и в конце занятий показали, что около 10% клиентов просто нуждаются в информации, поддержке в освоении нового опыта. Остальные сталкиваются с такими проблемами как тревога, неадекватный образ ребенка и материнства или их отсутствие. Часть клиенток приходят с тяжелыми эмоциональными состояниями (например, пережив потерю близких) и только на курсах подготовки к родительству открывают для себя возможность обратиться за психологической помощью.
Марина Евгеньевна Ланцбург рассказала о программе профессиональной переподготовки «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию детей / Перинатальная психология». Специалисты, прошедшие курс, могут помогать семейным парам не только в подготовке к родительству, но и в переживании перинатальных потерь (бесплодия, невынашивания). Также внимание уделяется работе с будущими матерям, относящимся к группе риска по развитию девиантного материнского поведения.
В современной культуре происходит быстрая смена (а точнее – параллельное сосуществование) различных моделей материнства. Телевидение, тематическая литература и особенно интернет дают семьям возможность выбрать «свою» модель. Психолог может помочь разобраться в потоке информации, «проверить» свой выбор «на экологичность» и адаптировать его «для индивидуального пользования».
Елена Игоревна Захарова представила тематику научных исследований, проводящихся на психологическом факультете МГУ:
- Исследования образов и представлений о ребенке, родительстве, себе в этой роли.
- Исследования условий становления родительского отношения (типов привязанности, мотивационной и ценностной направленности матерей, стрессов беременности, типов родоразрешения и др. факторов).
- Исследования условий принятия решения о сохранении беременности.
- Исследования влияния отношения к ребенку на протекание беременности и родов.
- Исследования перестройки социальных отношений (семейных, профессиональных) беременной женщины.
- Исследования содержания психологической подготовки к рождению ребенка.
- Исследования эффективности различных программ подготовки к родам, роли отдельных факторов; разработка критериев эффективности.
- Исследования эффективности альтернативных систем родовспоможения (домашние роды, роды с партнером и др.).
Татьяна Олеговна Арчакова рассказала об опыте работы добровольческих организаций по помощи женщинам в кризисной ситуации; женщинам, планирующим отказаться от новорожденного, и по налаживанию партнерских отношений со специалистами из государственных служб.
Сотрудничество НКО с государственными организациями затрудняется отсутствием общности в понимании объекта работы, ее целей и задач. На кого должна быть направлена помощь – на ребенка или на диаду «мать-дитя»? Что такое «нормальное» родительство, к которому надо «привести» неблагополучную семью: простое отсутствие негативных явление или некие позитивные навыки?
Необходимо учитывать, что понятие «интересы ребенка» (на страже которых стоят специалисты, работающие с неблагополучной семьей) – это гибридный термин, который в юридических документах определяется через психологическое понятие «потребности ребенка». Поэтому в процессе работы постоянно происходит «перевод» запроса из «правовой» модальности в «психологическую» и обратно.
Добровольческая помощь семьям может оказываться в рамках местного сообщества, как в традиционных культурах. Работа волонтерских организаций, возникающих спонтанно, часто начинается с некритического отношения к запросам получателей помощи. Страдания ребенка и матери вызывают желание дать им все, что они простят и даже немного больше. Получатели помощи могут отреагировать на это, активной защищая границы своей семьи или занимая рентную позицию. Поскольку для многих добровольцев важен аспект эмоционального взаимодействия с семьей, после «медового месяца» у многих наступает разочарование в помощи «неблагодарным». У оставшихся возникает запрос на «профессионализацию» - обучение, супервизию, профилактику эмоционального выгорания.
Примечательно, что положение специалиста–психолога без знаний именно о психологии родительства, без правовой поддержки и супервизии при встрече с этой клиентской группой мало чем отличается от положения добровольца.
Главная проблема, которую призвано решить государство, а не НКО – это отсутствие единой системы психологической (социальной, юридической), адресованной всем, даже вполне благополучным семьям. Чем полезна такая система для работы с девиантным материнством?
- Она выполняет функцию первичной профилактики.
- Посещение психолога становится социальной нормой, возрастает доверие к психологической помощи.
- Она дает возможность создавать инклюзивные группы «мать-дитя», где на 4-5 благополучных семей приходится 1 неблагополучная. Эффект от взаимодействия в группе на равных, как правило, превосходит пользу от индивидуальной терапии.
- Она может служить базой для длительного патронажа, постоянной оценки изменяющихся потребностей ребенка в материнском уходе и матери – в поддержке.
- Она дает возможность частичной окупаемости работы психолога с малообеспеченными семьями за счет создания коммерческих групп для более обеспеченных слоев населения.
То же самое можно сказать и о необходимости включения подготовки к родительству и полового воспитания в систему образования.