1 декабря 2010 года состоялась публичная лекция, посвященная проблемам психического здоровья детей и взрослых с нарушением слуха.
Лекцию прочла Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ.
На лекции Татьяна Александровна подробно рассказывала о современных противоречиях между сообществом глухих и стремлением общества устранить глухоту путем кохлеарной имплантации, о распространенности нарушений слуха, разной структуре первичного нарушения при глухоте, причинах нарушений слуха, проблемах детей и взрослых с врожденной и рано приобретенной глухотой.
Вначале лектор остановилась на культуре глухих и обратила внимание слушателей на то, что к сообществу глухих относятся как к культурным и языковым меньшинствам со своим национальным языком («жестовый язык»). Рассказала, что существуют университеты, в которых глухие получают образование на «жестовом языке», а в некоторых странах это право закреплено законодательно. Носителями «жестового языка» принято считать детей, которые воспитывались в семьях с глухими родителями.
В настоящее время существуют разные варианты слуховых аппаратов. Подбор правильного аппарата дает огромные возможности слабослышащим людям. При кохлеарной имплантации, в случае благоприятного исхода операции и после специальных занятий с педагогом, ребенок может быть полностью интегрирован в среду слышащих сверстников и не нуждаться в условиях специального образовательного учреждения.
Далее Татьяна Александровна сообщила, что от четырех до шести процентов населения страдает нарушением слуха разной выраженности, что составляет более 250 миллионов человек. По последним данным 1 : 2700 детей рождается глухим, 1 : 1000 детей приобретает глухоту после рождения в первые годы жизни.
Лектор рассказала о структуре первичного нарушения: врожденное нарушение или приобретенное в раннем, дошкольном, подростковом, юном, зрелом и старческом возрасте; глухота или слабослышание (нейросенсорная или кондуктивная тугоухость); стабильное или прогрессирующее (текущее) нарушение слуха; изолированное или осложненное.
Татьяна Александровна также подробно остановилась на этиологии нарушений слуха: наследственные по происхождению причины; приобретенные причины в результате заболеваний, интоксикаций и травм.
Далее лектор рассказала о реакции слышащих родителей на рождение глухого ребенка, стилях семейного воспитания и выборе родителями пути помощи своему глухому ребенку.
В заключение Татьяна Александровна рассказала об исследованиях своих студентов и аспирантов, а также о самовыражении глухих через творческую деятельность: театр пантомимы, танец и ритмику, изобразительное искусство, жестовое пение и стихи.