Публичная лекция, посвященная совместной педагогике и ее принципам, состоялась 26 января 2011 года.
Лекцию прочел Суворов Александр Васильевич, профессор, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ. Ассистент – Олег Игоревич Гуров.
Лекция началась фильмом «Детская вешалка», описывающим личность А. В. Суворова.
Александр Васильевич затем рассказал о современном состоянии инклюзивного образования и об отношении к этой проблеме.
Далее лектор перешел к описанию разработанной им модели совместной педагогики и ее принципам. Данная модель основана на воспитании детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми. Александр Васильевич рассказал о некоторых основных принципах совместной педагогики.
Самый главный принцип – принцип взаимной человечности. Здесь имеется в виду, что необходимо на человечность отвечать человечностью, на заботу – заботой. Человечность можно воспитать только человечностью же. Лектор подчеркнул, что ее необходимо постоянно подтверждать и развивать.
Следующий принцип – принцип совместно-разделенной деятельности, т. е. дозированной помощи во взаимодействии людей между собой и, в частности, в общении взрослого и ребенка. Взрослый направляет ребенка, чтобы выполнить какое-либо действие, но действуют сами дети.
Принцип – принцип самосоревновательности, т. е. соревнование с самим собой: стремиться, чтобы сегодня было лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.
Далее Александр Васильевич выделил четыре этапа развития личности:
- Стихийное саморазвитие в процессе овладения навыками самообслуживания в быту под руководством и с помощью близкого взрослого. Любое развитие является саморазвитием, т.к. в этом процессе прилагаются личные усилия.
- Стихийное саморазвитие в процессе совместно-разделенной деятельности, как с взрослыми, так и с детьми (здоровыми и инвалидами).
- Стихийно-сознательное саморазвитие в ролевой игре и в реализации всевозможных увлечений. У ребенка появляется увлечение. Он начинает развиваться в избранном виде творчества. Ребенка, особенно инвалида, больше не надо подталкивать к деятельности, т.к. он ей увлекся. Происходит планирование своей жизни, развивается личность.
- Сознательное саморазвитие в зрелом творчестве и самотворчестве. Этот этап является следствием развития личности. Его достигают не все.
В заключении лекции Александр Васильевич ответил на вопросы слушателей, о себе, трудностях и возможностях, творческих планах и пожелал нам всем “положительной бухгалтерии”.