Завершилась VII городская научно-практическая конференция по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи «Позиция специалиста: вклад в изменения социальной реальности». Благодарим участников за профессиональную, творческую и позитивную атмосферу во время работы всей конференции.
В работе конференции приняли участие более 150 специалистов из г. Москвы и Московской области, а также г.Череповца и г. Калининграда: психологи, психотерапевты, социальные педагоги и социальные работники, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и органов опеки, представители правозащитных организаций. В рамках конференции был представлен ряд эффективных социальных практик, позволяющих оказывать помощь детям, подросткам и их родителям в самых разных трудных ситуациях.
В их числе:
-
в ситуациях конфликта (мастерские «Комбинаторика пар в медиации» Анны Балаевой, Анастасии Великоцкой и Елены Женодаровой, «Что хочет подросток, который ничего не хочет (нарративная практика)» Вячеслава Москвичева).
-
в ситуациях насилия (мастерские «Работа в нарративном подходе с ситуацией психической травмы» Анастасии Великоцкой и Анны Абраменко, «Модель ненасильственного общения Маршалла Розенберга» Зои Звягинцевой, «Практическая лаборатория с разбором случая жестокого обращения» Лейлы Соколовой).
-
в ситуациях семейного кризиса (мастерские «От психотерапии к коучингу» Натальи Манухиной, «Сетевые встречи и диалоги о будущем» Ольги Евстешиной).
-
а также были представлены эффективные формы психологической работы с подростками, семьями, родителями и с самими специалистами (мастерские «Психологические группы для подростков» Марии Завалишиной и Ильи Хломова, «Развивающий диалог» и «Группы поддержки как профилактика профессионального выгорания» Ольги Болотовой и Ирины Сахаровой, «Метафора психотерапевтических отношений» Ксении Сборщиковой, «Родительские группы» Екатерины Бурмистровой, а также проект «БАМПЕР» Анны Тихомировой и Екатерины Асоновой).
Вместе с тем, несмотря на разнообразие представленных практик, выделился ряд проблем и вопросов, возникающих перед большинством специалистов помогающих профессий.
Во-первых, неопределенность положения психологов в системе образования в свете последних тенденций, когда вновь обсуждается вопрос о сокращении позиции психолога в образовательном учреждении. Этой ситуации способствует отсутствие четкого понимания школой стратегических собственных целей и задач.
Во-вторых, наблюдаемая в последнее время тенденция к слиянию организаций (дошкольных учреждений, детских домов, школ, исправительных колоний), ставит острую проблему недостатка предварительной и сопровождающей работы с коллективом сотрудников организаций. Отсутствие работы с командой специалистов крайне неблагоприятно отражается на детях. Эта проблема была обозначена в докладе специалистов детского дома «Роль значимого взрослого в социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В-третьих, проблема реализации, сохранения и распространения эффективных инновационных практик помощи детям, подросткам и семьям. С очевидным изобилием представленных практик, практически во всех случаях отмечались серьезные трудности с признанием, поддержкой работы специалистов. Эта сложность связана с доминирующем формально-административным подходом организации работы специалистов в государственных учреждениях, когда внимание уделяется не столько эффективности работы с конкретным случаем или ребенком, сколько формальным количественным показателем (присутственное время, количество оказанных услуг, количество детей или родителей и т.д.) без соотнесения в качеством этого времени, качеством оказанных услуг и качественным изменением ситуации.
В поиске решения этих проблем, специалисты отметили необходимость организации профессиональных сообществ, поддерживающих инновационные практики и позволяющих представлять мнение профессионального сообщества, как для администрации учреждения, так и для руководства ведомственных структур.