11-12 марта 2011 г. Департамент образования г. Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет и Психологический Институт Российской академии образования провели Третью Всероссийскую научно-практическую конференцию «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» на тему «Миры культур и культура мира».
В конференции приняло участие 170 человек. Среди них были гости из различных регионов РФ: от Петропавловска-Камчатского до Смоленска, от Ставрополя до Ханты-Мансийска. Также в конференции участвовали гости из ближнего зарубежья: Белоруссия, Литва, Молдова, Украина, Финляндия и Эстония.
Научно-практическая тематика конференции обусловила то, что с одной стороны в ней участвовали ученые-специалисты в области этнопсихологии (9 докторов наук и 50 кандидатов наук). С другой стороны среди участников широко были представлены практики, в первую очередь школьные психологи.
Главным организатором конференции выступила кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. Председатель оргкомитета – заведующий кафедрой к.психол.н., доц. Хухлаев О.Е. В состав оргкомитета вошли этнопсихологи, представляющие как столицу, так и регионы: к.психол.н., доц. А.А.Бучек (Петропавловск-Камчатский); к.психол.н. В.Н.Галяпина (Ставрополь), д.психол.н.,проф. В.В.Гриценко (Смоленск); д.социол.н., проф. Р.И.Зинурова (Казань); д. полит.н., к.психол.н., доц. Н.К.Радина (Нижний Новгород); к.психол.н., доц. Румянцева П.В. (Санкт-Петербург); к.психол.н., доц. Т.А.Соловьева (Архангельск); к.психол.н., доц. Г.С.Степанова (Воронеж); к.психол.н., доц. Т.Ц.Тудупова (Улан-Удэ); к.психол.н.,доц. Э.Р.Хакимов (Ижевск); к.психол.н., д. пед.н., доц. О.В. Хухлаева (Москва).
В программый комитет конференции вошли ведущие российские специалисты в облатси этнопсихологии д.ист.н., проф. А.А.Белик;д.психол.н., проф. Н.М.Лебедева; д.психол.н., проф. В.В. Рубцов; д.психол.н., проф. Г.У.Солдатова; д.психол.н., проф. Т.Г.Стефаненко; д.ист.н., проф. В.И. Харитонова, д.психол.н., проф. В.Ю. Хотинец.
На пленарном заседании выступил к.соц.н.,доц. И.М.Кузнецов. с докладом «Что социология может предложить практической этнопсихологии?». Он говорил о психологическом смысле ксенофобии, о том что строить профилактическую работу возможно только разобравшись с социальной функцией данного феномена.
Значительную часть конференции заняли дискуссионные площадки, на которых проходило обсуждение ключевых проблем, связанных с практической этнопсихологией. В работе каждой из них участвовали эксперты – авторитетные специалисты по данной проблематике. Они поддерживали дискуссии, давали экспертную оценку и отвечали на проблемные вопросы. В пятницу 11 марта на дискуссионной площадке «Прикладные этнопсихологические исследования» д.социол.н., проф. Н.Р.Маликова рассказала о социально-психологических ресурсах межэтнической толерантности в процессе формирования этносоциальной идентичности юго-осетинской молодежи в условиях конфликта. Д.полит.н., проф. Н.К.Радина обсудила проблемы взаимосвязи толерантности и социальной дистанции с позиций социокультурного анализа, к.психол.н., доц. А.Н.Татарко рассмотрел экономические представления этнических групп России в контексте теории социального капитала, а д.психол.н, проф. В.Ю.Хотинец рассказала об этносоциальном проекте «Модель общекультурного пространства в полиэтническом регионе».
Дискуссионная площадка «Проблемы формирования межкультурной компетентности» была местом обсуждения вопросов, связанных с практическим опытом развития этнокультурной компетентности студентов-психологов, о чем на примере этнологической экспедиции рассказала к.психол.н., доц. А.А.Бучек. Также участники затронули тему социально-языковой адаптации иммигрантов, на чем подробно остановилась к.психол.н. В.Л. Рыскина.
На дискуссионной площадке «Этнокультурные методы в психологической помощи» обсуждение было сосредоточено вокруг психотерапевтических элементов в традиционных сакральных практиках и современном народном целительстве, что было в фокусе сообщения док.ист.н., проф. В.И.Харитоновой. Большой интерес вызвало сообщение к.истор.н. А.А.Ожигановой., посвященное психотерапевтическим и целительским практикам в современном исламе.
В субботу 12 марта одна из дискуссионных площадок была посвящена вопросам поликультурного образования и культуры мира в образовательной среде. Участники с большим интересом выслушали сообщение эстонских коллег Ph.D. А.А.Джалаловой и Н.Н.Зориной на тему «Мультикультурное образование: от детского дошкольного учреждения до вуза», подробно обсудили региональную специфику образовательной среды. На дискуссионной площадке «Билингвальное образование и обучение мигрантов» обсуждались вопросы, связанные с этнорегиональными особенностями организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера, поставленные к.психол.н Н.Г.Айваровой. Ph.D. Л.К Брокане рассказала о перспективах межкультурного образования в Латвии, Ю.Н.Феденок подробно рассмотрела особенности коммуникативного поведения мигрантов в школьных коллективах. В заключение док.пед.н. Е.Ю. Протасова познакомила участников конференции с основными моделями языкового образования в Финляндии. Дискуссионная площадка «Прикладные этнопсихологические исследования» была посвящена рассмотрению вопросов, связанных со спецификой этнокультурных ценностей чеченских и ингушских студентов, поставленных к.психол.н., доц. О.С. Павловой. А.И. Троянская рассказала участникам об этнокультурных особенностях самоорганизации личности в профессии, а к.психол.н. Е.А Гришина об исследованиях динамики эмоциональных состояний личности в условиях временной кросс-культурной миграции. Проблемы этнокультурные особенностей воспитания волевой регуляции, подробно осветил в своем сообщении к.психол.н. В.Н. Шляпников.
Кроме дискуссий, у участников была возможность увидеть и на своем опыте почувствовать, как работают технологии, связанные с практической этнопсихологией, ознакомиться с внутренней «кухней» различных методов работы. Они получили знания о психотехнологии выстраивания конструктивных кросс-культурных коммуникаций в системе образования (вед. А.А.Грецов и М.С.Розанова), стратегиях взаимодействия психолога с педагогом в полиэтнической образовательной среде (вед. М.Ю.Чибисова), социально-психологическом подходе к разработке способов снижения предубежденности (вед. О.Е.Хухлаев), социальном проектировании в межкультурном взаимодействии (вед. В.Н.Галяпина) и о взаимосвязи мотивов учения школьников с существующими в семье ценностями (вед. И.Я.Лейбман и С.А.Макеева). На мастер-классе И.Е. Любитова участникам конференции удалось связать психодрамаатическую работу и этнокультурные техники. А те кто посетил мастер-класс И.П. Ильюкевича на себе прочувствовали этнический танец как способ самовыражения.
Кроме того, на конференции впервые проходила специально разработанная оргкомитетом форма взаимодействия – «проектные группы». Это групповая работа под руководством ведущих специалистов страны по разработке тематических проектов, связанных с практической этнопсихологией. На одной из них участники искали пути использования ресурсов социальных сетей для регулирования межнациональных отношений. Подробный отчет о происходящем можно прочитать в Живом журнале (LiveJournal) одного из экспертов данной проектной группы – к.психол.н., доц. В.А.Плешакова (http://vapleshakov.livejournal.com/15632.html).
На другой проектной группе разрабатывали проекты по интеграции мигрантов в социокультурное пространство многонационального города. Часть участников сосредоточилась вокруг образовательных проектов развития культуры мира в условиях ВУЗа. В рамках четвертой проектной группы решался вопрос о том, «что практическая этнопсихология может предложить бизнес-сообществу?».
Наиболее удачные проекты были вынесены на обсуждение на закрытие конференции. В целом наибольшую практикую значимость имели два из них. Один – «интеграция мигрантов средствами образования» а другой – «квест-игра» для социальных сетей «Ты–супергерой мира», направленная на развитие межкультурной компетентности.
На стендовых докладах в рамках двух постер-сессий (11 и 12 марта) было представлено большое количество разнообразных сообщений. Наибольший интерес у участников вызвал доклад К.А.Бочавера на тему «Дружба и романтические отношения в России, Германии и Австрии: размывание границ», а также М.В Моисеевой и С.А.Розенблюм «Обучение детей-мигрантов в российских школах как один из аспектов инклюзивного образования».
В целом участники конференции получили возможность и узнать много нового, и обменяться опытом, и поучаствовать в решении актуальных проблем, связанных с практической этнопсихологией. Организационные аспекты конференции также не вызвали нареканий, так как были решены на высоком уровне.
В результате оргкомитет конференции получил большое количество позитивных откликов, некоторые из которых представлены ниже:
«Хотела выразить восхищение конференцией. Спасибо за новые креативные формы научного сотрудничества и высочайший уровень проведения конференции!».
«Примите благодарность за организацию чрезвычайно интересной конференции, за высочайший уровень ее проведения, за сочетание оригинального формата с глубоким содержанием!».
«Хочу еще раз выразить благодарность организаторам конференции – замечательная работа! Было очень интересно принимать участие в различных мероприятиях конференции».
«Благодарю Вас и весь состав оргкомитета конференции «Миры культур и культуры мира» за предоставленную в очередной раз возможность принять участие в обсуждении таких актуальных сегодня проблем межкультурного взаимодействия. Огромное спасибо за организацию работы интересных и содержательных дискуссионных площадок, проектных групп и мастер-классов!»
По итогам конференции был издан сборник материалов – ознакомиться с ним можно на Портале психологических изданий PsyJournals.ru