Публичная лекция, посвященная социальной и психологической помощи семьям подростков в кризисной ситуации, состоялась 30 марта 2011 года. Лекцию прочел Москвичев Вячеслав Викторович, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток".
Лекция началась с вопроса «Что такое помощь?»: где ее можно получить, где она требуется, как помощь распространяется на семьи подростков.
Далее Вячеслав Викторович рассказал о Центре социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток", о его структуре, о контингенте, с которым работают в Центре, о видах социально-психологической помощи кризисным семьям и непосредственно самим подросткам, о системе реагирования семей и подростков на трудную жизненную ситуацию.
Как же проводится работа в Центре и какой спецификой обладает социальная и психологическая помощь? Основным моментом в начале работы является запрос. Запрос может поступить от различных структур (школа, участковый и пр.), семьи, самого подростка. До непосредственной работы необходимо закрепить отношения, наладить контакт, ознакомиться с сутью проблемы, узнать о наличии ресурсов в семье и вокруг семьи.
Существуют разные подходы к работе с кризисными семьями и подростками.
Первый. Социальные работники помогают кризисным семьям, попавшим в трудную ситуацию, решить проблемы. Вследствие этого основная проблема не выходит на социальный уровень. Для того чтобы начать работу с такими семьями, необходим запрос от структур (соц. работники).
Второй. Члены кризисной семьи с разными взглядами на жизнь вступили в противоречия. В данном случае соц. работники помогают улучшить ситуацию в семье, с их точки зрения, не затрагивая мнение другого человека.
Далее лектор подробно остановился на этапах социальной работы с кризисной семьей: 1) получение запроса на работу (без взаимодействия с семьей), 2) установление контакта со всеми участниками проблемной ситуации (родители, подросток), 3) заключение договоренности о сотрудничестве, 4) сотрудничество и работа с ситуацией (может возникнуть ситуация зависания: кризисная семья может отказаться от помощи после заключения договоренности, не происходит изменений после работы с семьей), 5) подведение итогов работы с семьей. Оптимальное время работы с проблемной семьей – 4–6 месяцев.
Получение запроса является определяющим этапом. От него зависит, с чем соц.работник придет в семью, получится ли сотрудничество. На лекции Вячеслав Викторович рассказал, как соц.работнику войти в семью на примере запроса от школы, где ребенок прогуливает уроки длительное время. Для запуска работы соц.работнику необходимо четко знать и представлять: 1) суть проблемной ситуации, 2) что именно заказчик хочет получить в конечном варианте от подростка, 3) последствия, 4) сроки. Далее происходит установление контакта с семьей. Семья может отказаться от сотрудничества – «мотивированный отказ» (необходимо проговорить данную ситуацию с семьей) или же пойти на контакт. Соц.работник выступает в роли помощника, он должен поддерживать семью, но не определять цели. Для дальнейшей работы необходимы отношения сотрудничества и использование различных методов работы: адоптированные техники семейной терапии, ориентированные на решение подхода, нарративный подход и пр. При подведении итогов сотрудничества важно проговорить, что семья сама сделала для достижения результата, чем привлекательна для них получившаяся ситуация, что помогло им к этому придти, что они еще могут хотеть, к чему будут стремиться.
Слушатели задавали огромное количество вопросов: «Сколько специалистов участвует в каждом случае и в скольких случаях одновременно может участвовать один специалист?», «С какими районами Москвы работает «Перекресток»?»