Публичная лекция, посвященная психологии устойчивости в контексте психологической реабилитации, состоялась 13 апреля 2011 года. Лекцию прочла Щербакова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, зав. кафедрой психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии МГППУ.
В начале лекции слушатели ознакомились с классификациями ограниченных возможностей здоровья:
МКН (1980) – Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности ВОЗ. Концептуальной позицией является ориентация на «последствия болезни».
МКФ (2001) – Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (International Classification of Functioning, Disability and Health). Концептуальной позицией является ориентация на «составляющие здоровья».
Далее Анна Михайловна рассказала об учете личностных факторов в реабилитации: как болезнь воздействует на личность человека, его самореализацию и отношение к миру; как происходит поиск адаптивных механизмов, с помощью которых человек выстаивает в сложных жизненных ситуациях (поиск опоры); попытка разобраться в механизмах психологической устойчивости, являющихся основой психологической реабилитации; построение модели реабилитации и пр.
Что же такое психологическая устойчивость?
-
Способность личности к успешной адаптации и нормальному функционированию, несмотря на хронический стресс или неблагоприятные условия, а также после затяжной и серьезной травмы.
-
Способность взрослых людей, попадающих под воздействие деструктивных событий, поддерживать относительно стабильный уровень психологического и физического функционирования.
-
Обладание ключевыми ресурсами и поддержание таких ключевых ресурсов, которые предотвращают или помогают преодолеть срывы функционирования.
-
Благополучный жизненный результат вне зависимости от серьезных угроз для адаптации или развития.
С точки зрения Э. Мастена и Н. Гармези, психологической устойчивостью можно считать позитивный исход, несмотря на факторы риска; компетентное функционирование в ситуации острых и хронических стрессоров; восстановление от травмы.
Далее лектор рассмотрела понятийное поле психологической устойчивости:
-
resilience (Сковилль, Вернер и Смит),
-
hardiness (Мадди, Кобейса),
-
целостное осмысление личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями (А.Г. Маклаков, Д.А. Леонтьев, А.В. Махнач, др.).
В отечественной психологии в понятийное поле входят следующие определения:
-
жизнеспособность,
-
жизнестойкость,
-
устойчивость, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессу, стрессоустойчивость,
-
сопротивляемость,
-
эластичность психики,
-
резильентность.
Лектор подробно остановилась на факторах устойчивости, модели устойчивости Э. Гротберг (внешние факторы «у меня есть», внутренние, личностные факторы «я являюсь», факторы реализации «я могу») и возможностях ее использования в психологической помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.
В заключительной части лекции Анна Михайловна подробно рассказала о ключевых теориях и понятиях: «Выученный оптимизм» (М. Селигман), «Лечение смыслом» (В. Франкл), посттравматический рост, деятельностный подход, средовой подход, локус контроля, копинг-стратегии.
Презентация лекции в формате pdf