Публичная лекция, посвященная проблемам социального взаимодействия современных дошкольников с нормальным и нарушенным развитием, состоялась 6 апреля 2011 года. Лекцию прочла Гаврилушкина Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ, зав. лабораторией "Психология аномального развития" Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ.
Лекция началась с обсуждения наиболее острых проблем, связанных с социально-личностным развитием детей. Следствиями деструктивного влияния современной социальной ситуации на развитие ребенка являются: межличностная разобщенность, нарушение баланса между интеллектуальным и социально-личностным развитием детей, повышение уровня конфликтности и агрессивности, запаздывание способности к децентрации, утрата детских сообществ, снижение способности к адаптации в социуме.
Ольга Петровна рассказала, к чему приводит коммуникативный дефицит и повышенная конфликтность у ребенка: отсутствует соглашение с собой и внешним миром, происходит разрушение деятельности, нет конструктивного выхода из ситуации, следствие – нарушение социализации. За счет инфантилизации современного поколения, происходит вытеснение игры.
Лектор рассказала об исследованиях в области детской психологии (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова), о понятии «социокогнитивный конфликт» (мозговой штурм), о совместной деятельности и ее важности для ребенка. Совместная деятельность также изучается в специальной психологии, педагогике и психолингвистике (исследование детского диалога).
Далее Ольга Петровна перешла к описанию комплекса оживления. На самом раннем этапе развития (в первой половине младенчества) очень важно разговаривать с ребенком. Для благополучного эмоционального развития необходимо, чтобы в разговоре присутствовала эмоциональная окраска голоса. Голос должен быть ласковым, звуки – многообразными, но не резкими, мимика – оживленной. Для благополучного эмоционального развития во второй половине младенчества необходимы яркие и разнообразные игрушки. Лектор рассказала о существовании у ребенка потребности в общении на примере выбрасывания игрушек (начинает плакать). Мама должна поднять игрушку и отдать ее снова ребенку. Если же мама игнорирует данные действия, потребность в общении у ребенка с мамой утрачивается. Ребенку необходимо показать функциональные свойства предмета и его способы использования.
В дошкольном возрасте ребенком движет: 1. «Что это?», 2. «Что с этим можно делать?», 3. попытка вникнуть в смысл логических связей. Необходимо научить ребенка процессу сравнения и обобщения. Должен звучать вопрос «Почему?», чтобы ребенок учился находить способ объяснить и сравнить (практический способ сравнения). Познавательное развитие ребенка происходит в совместной деятельности.
Далее лектор рассказала об экспериментальном изучении социального взаимодействия детей с разным уровнем интеллекта (дети с интеллектуальной нормой, дети с задержкой психического развития, дети с интеллектуальной недостаточностью) и перешла к теоретическим основам исследования:
-
В социальном взаимодействии возникает конфликт между центрациями, что приводит к их координации с целью совместного поиска субъектами общего решения (А.-Н. Перре-Клермо, Ж. Пиаже, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман).
-
Совместная деятельность в детстве представляет собой интегративную систему, имеющую коммуникативно-деятельностное содержание.
-
Диалог является органической частью интегративной системы коммуникативно-деятельностных взаимоотношений детей, возникающих в результате объединения усилий для достижения общего результата.
-
Овладение способами интерактивного взаимодействия выполняет решающую роль в развитии у ребенка способности к адаптации в социальной среде.
При сравнении детей с разным уровнем интеллекта было выявлено, что большинство современных детей даже с нормальным развитием (тем более с ограниченными возможностями здоровья), до конца дошкольного возраста испытывают существенные трудности в овладении способами интерактивного взаимодействия. Отставание в овладении поведением в коммуникативно-деятельностных ситуациях во многом предопределяет возникновение поведенческих расстройств и различных форм социальной дезадаптации. Все это требует внесения существенных изменений в организацию и содержание образовательного процесса во всех типах дошкольных учреждений (общих, специальных, инклюзивных).
В заключительной части лекции Ольга Петровна рассказала о том, что может привести к разрушению деятельности, о необходимости введения ребенка в самостоятельный мир, о формировании пути и способов к достижению результата (усвоение и использование усвоенных знаний), о позиции детей в диаде (их поведение).