Публичная лекция, посвященная детской и подростковой психотерапии, состоялась 18 мая 2011 года. Лекцию прочла Филиппова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ.
Лекция началась с определения понятия психотерапии, истории возникновения детской психотерапии (возникла внутри психоанализа) и рассказа о выдающихся детских психотерапевтах, об их деятельности и исследованиях: Мелани Кляйн, Анна Фрейд, Дональд Вудс Винникотт, Маргарет Малер, Франсуаза Дольто, Даниэл Стерн, Вайолет Оклендер, Гарри Лэндрет.
Психотерапия с детьми – это процесс оказания психологической помощи ребенку, который осуществляется психотерапевтическими методами в рамках профессионального организованного общения ребенка и терапевта. Главное терапевтическое средство заключается в общении терапевта с ребенком, их взаимоотношениях.
Согласно М. Четтик, «детская психотерапия – это та область психотерапии, объектом которой является ребенок как особый тип пациента».
Принципами детской психотерапии являются:
-
Необходимость тщательной оценки природы психологических проблем ребенка.
-
Стиль отношений терапевта и ребенка – безоценочное принятие, эмпатия, доброжелательное участие, поддержка, аутентичность, искренность терапевта.
-
Опора на психологию развития, учет процесса развития.
-
Учет роли семьи, семейных отношений.
-
Учет роли социальной среды, взаимодействия со сверстниками.
-
Привлечение родителей на сторону психотерапевта, установление хорошего рабочего союза с родителями. Уважительное и бережное отношение к родителям. Психотерапевту необходимо помнить, что ребенок любит своих родителей.
-
Учет индивидуальности ребенка.
-
Лучше останавливаться на чувствах, а не на конкретных обстоятельствах. Концентрироваться на позитивных моментах и конструктивных способах решения проблем, а не на неудачах.
К целям детской психотерапии относятся:
-
разрешение предъявляемой проблемы ребенка (частичное разрешение проблемы, облегчение страданий и т. п.);
-
повышение потенциала ребенка, развитие самостоятельности и уверенности в своих силах, способности осознавать свои потребности и проблемы, самостоятельно искать и находить пути их решения;
-
помощь ребенку вернуться к нормальной траектории развития.
Детский психотерапевт должен обладать следующими личностными качествами: способность к эмпатии; гибкость; безоценочность и открытость к миру ребенка; терпеливость; заинтересованность, энтузиазм и оптимизм, понимать границы своих возможностей, границы психотерапевтической помощи и пр.
Далее лектор рассказала о специфике детской психотерапии по отношению ко взрослой:
-
К терапевту обращаются родители по поводу проблем ребенка. Запрос на психотерапию исходит не от ребенка, а от родителей. Дети либо не осознают, либо недооценивают, либо скрывают симптомы и имеющиеся у них расстройства. У них нет решимости выздороветь.
-
Установление альянса с родителями. Привлечение родителей на сторону психотерапевта. Установка на то, что родители – участники психотерапевтического процесса. Не обвинять родителей.
-
Разные методы и техники. Соотнесение метода с возрастом.
-
Учитывать семейный контекст и социальное окружение. Личность ребенка еще незрелая, поэтому на него больше влияет среда.
-
Учитывать процесс развития.
-
Разные стратегии преодоления трудных ситуаций на разных возрастных этапах.
-
Потребность в игре.
-
Модель психотерапии расширенная по сравнению со взрослой психотерапией. Она включает коррекционный, развивающий и воспитательный аспекты.
-
Детская психотерапия всегда в той или иной мере интегративна. Там гораздо больше пересечений, заимствования методов. Труднее выделить какое-то одно направление.
Ребенок – это особый тип пациента, т.к. он зависит от родителей, находится в процессе развития и ему свойственна потребность в игре.
В заключительной части лекции Елена Валентиновна рассказала о современных исследованиях в сфере детско-родительских отношений на ранних стадиях развития ребенка на примере игры в триаде мать-отец-ребенок, где ребенок является стабилизатором семейной системы.
Презентация лекции в формате pdf