Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

20–22 сентября 2011 |Россия, Пермь   конференция

XXVI Мерлинские чтения «Психологические инновации в образовании»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

20 – 22 сентября 2011 г. в Перми состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, организованная Институтом психологии Пермского Государственного педагогического университета и Пермским региональным отделением Российского психологического Общества. Конференция проведена при финансовой поддержке РГНФ (проект 11-06-14032г) и была приурочена к 90-летию Пермского государственного педагогического университета.

Цель конференции – обсуждение новых задач российской психологии в условиях быстро меняющегося общества, реализации новых образовательных стандартов и координации опыта внедрения инновационных психолого-педагогических технологий в сфере образования.

Вместе с психологами Прикамья в работе конференции приняли участие ученые научных центров и учреждений высшего профессионального образования из Москвы (РАО, ПИРАО, МГУ, МГСИ и др.), Абакана, Армавира, Ярославля, Рязани, Ростова-на-Дон, Таганрога, Ижевска, Пятигорска, Краснодара, Самары, Смоленска, Уфы, Челябинска, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, Омска и других городов Российской Федерации, а также гости из Нидерландов (г. Утрехт), ФРГ (г. Дрезден) и ближнего зарубежья (г. Минск).

Открыл пленарное заседание ректор ПГПУ, профессор А.К. Колесников. Он  отметил роль психологической науки и Пермской научной школы В.С.Мерлина в 90-летней истории университета и современной образовательной практике. С приветственным словом к участникам конференции обратилась заместитель Министерства образования Пермского края Р.А. Кассина, в котором подчеркнула тенденцию конструктивной интеграции науки и образования в Пермском крае .

Председатель оргкомитета, чл.-корр. РАО, д.пс.н., директор Института психологии ПГПУ проф. Б.А.Вяткин во вступительном слове обосновал выбор тематики и место проведения конференции, которая призвана обсуждать актуальные вопросы психологической науки и практики в области образования. Жизнь в очередной раз поставила профессиональное сообщество перед необходимостью овладения новыми формами организации и передачи знаний, коммуникации и развития личности. С начала учебного года вся система образования начала работу по-новому: школы осваивают новые федеральные образовательные стандарты, вузы переходят на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура). Изменения ждут каждого участника образовательного процесса. Школьники и студенты значительно больше, чем раньше, ориентированы на самостоятельное овладение знаниями. Субъекты образования призваны стать активным творцами развития своей личности, быть в состоянии проявить и отстоять свою индивидуальность. Все это требует инновационных, психологически обоснованных и педагогически проработанных моделей обучения и воспитания. В Пермской крае такой опыт имеется. Б.А.Вяткин выразил уверенность в том, что  конференция внесет свой вклад в научную разработку соответствующей проблематики и обогатит педагогическую практику новыми психологическими технологиями.

В пленарном докладе академика РАО, д.пс.н, проф. С.К. Бондыревой (г. Москва) «Проблемы высшего профессионального образования» особый акцент был сделан на качестве подготовки специалистов высшей квалификации – кандидатов и докторов наук по психологии и педагогике. Именно этот аспект во многом определяет как позитивные, так и негативные стороны инновационных процессов российского образования.

Академик РАО, д.пс.н., проф. И.В.Дубровина (г. Москва) в докладе «Задачи психологической службы на инновационном этапе развитии образования» поставила задачу привнесения в систему образования гуманитарного потенциала психологической культуры, без приоритета которой эта система может быть опасной для психического и психологического здоровья субъектов образования. Масштаб личности психолога, его внутренняя культура должны соответствовать масштабу задач современной жизни и общества, при этом в иерархии профессиональных качеств педагога-психолога на первом плане должны быть нравственные качества, а уже затем компетентность и конкурентоспособность.

В докладе «Психологические основы инноваций» д.пс.н., проф. Н.С.Глуханюк (г. Екатеринбург) поставила вопрос о роли психолога в производстве нововведений как самостоятельной сфере деятельности: он не только создает условия для продвижения «чужих» инноваций, но и создает «свои». Университетские психологи России откликнулась на качественные социальные изменения новыми специальностями высшего профессионального образования, программами повышения квалификации, но эта активность пока не соответствует масштабу перемен.

Д.пс.н., проф. Л.Я.Дорфман (г. Пермь) в пленарном докладе подверг анализу соотношение нетождественных, дополнительных по отношению друг к другу понятий креативность и инновация. Особенностям этих понятий соответствуют и две группы людей – «креативщиков» и «инноваторов», каждая из которых в инновационном процессе решает свои задачи.

В докладе «Психологическое сопровождение профессионального становления педагога нового типа в системе инновационного образования» д.пс.н., проф. А.В.Морозов (г. Москва) подчеркнул, что творчество и грамотный инновационный менеджмент в образовании могут реализовать свой потенциал лишь при доминанте общечеловеческих ценностей.

Д.пс.н., проф. В.Ю. Хотинец (г. Ижевск) в докладе «Билингвальные образовательные программы в поликультурном образовании (на примере Урала и Поволжья)» сопоставила международные подходы с опытом внедрения результатов авторских исследований в этом направлении.

Завершил пленарное заседание доклад «Диагностика универсальных учебных действия: новый подход» д.пс.н., проф. А.А.Волочкова (г. Пермь), в котором на примере вопросников учебной активности школьников и студентов предложен интегративный подход в диагностике учебной результативности, резко снижающий финансовые и временные затраты мониторинга качества реализации новых образовательных стандартов.

Далее работа конференции была продолжена на четырех секционных заседаниях. В работе секции «Общепсихологические аспекты образовательных инноваций» (руководители проф. В.Ю.Хотинец, г. Ижевск и проф. М.Р.Щукин, г. Пермь) приняли участие 46 человек из 13-ти вузов 8-ми городов России: Москвы, Екатеринбурга, Перми, Ижевска, Кирова, Ярославля, Березников и Стерлитамака. Наибольший интерес и дискуссии вызвали доклады: «Онтологическая уверенность в связи со здоровым чувством безопасности» (доц. Н.В.Коптева, г. Пермь), «Выгорание учителей средних школ Москвы и Ташкента в период внедрения инновационных перестроек» (доц. А.С.Кузенецова, г. Москва), «Распределение внимания в пространстве воспринимаемого объекта при разных условиях предъявления стимульного материала» (доц. Ю.Н.Слепко, г. Ярославль) и «Анализ наиболее типичных заблуждений в представлениях о детской одаренности» (проф. Т.М.Хрусталева, г. Пермь).

На секции «Новые методы и технологии в психологии образования» (проф. А.В.Морозов, Москва и проф. А.А.Волочков, Пермь) обсуждались передовые разработки ученых и педагогов-психологов на различных ступенях общего и высшего профессионального образования (педагогического, военного, спортивного, медицинского). В исследовательской линии особый интерес вызвали доклады «Личностные ресурсы профилактики выгорания учителей средних школ» (доц. М.М.Абдуллаева, Москва), «Психологическая теория и практика в процессе медиаобразования (доц. Д.О.Смирнов, Пермь),  «Интонационный (спектрографический) анализ характеристик речи как компонент психодиагностики совладающего поведения в условиях стресса» (асп. В.В.Попова и Д.Н.Соснина, Пермь), «К вопросу о разработке методики исследования учебной активности у младших школьников» (асп. А.В.Краснов, г. Пермь) а в практической – «Использование методов творческого самовыражения в воспитательно-образовательном процессе» (Т.Л.Тиунова, г. Пермь).

На секции «Психологическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях» (руководители проф. Н.С.Глуханюк, г. Екатеринбург и проф. Т.М.Хрусталева, г. Пермь) с докладами выступили проф. С.Ю.Жданова (г. Пермь), доценты А.С.Марков (г. Рязань) и О.Б.Беляев (г. Пермь), а также преподаватели  Л.Н.Филатова (г. Рязань) и Т.В.Михеева (г. Березники). Участники обсудили проблему границ синтеза результатов научных исследований и непосредственного опыта психологического сопровождения инноваций в образовании.  

Из 10-ти докладов, заслушанных на секции «Индивидуальность как объект психологических инноваций в образовательной среде» (проф. Л.Я.Дорфман и доц. Д.С.Корниенко, г. Пермь), выделим три. В докладе  В.Л.Светличной (г. Москва) «Развитие музыкальных способностей школьников» приведены новые данные о соотношении развития музыкальных и познавательных способностей. Дискуссию о метаиндивидуальных эффектах стилей деятельности учителя начальных классов вызвал доклад докторанта ИП ПГПУ И.В.Долгополовой. Доклад Ю.А.Шевченко (г. Пермь) «Отражение некоторых особенностей проявления технической одаренности в процессе ее идентификации и развития» порадовал четкостью и выраженной практической значимостью предложенных автором инновационных моделей.

Одной из особенностей конференции стало проведение выездной секции «Проблемы и перспективы психологической службы образования» (руководители академик РАО И.В.Дубровина, г. Москва, проф. А.А.Волочков, г. Пермь, Н.В.Шишкина, г. Чусовой). В психологическом центре г. Чусового, расположенном в 150-ти километрах от краевого центра, собрались свыше 100 руководителей и сотрудников психологических центров, а также педагоги-психологи Пермского края. В ходе интенсивной работы круглого стола и четырех подсекций участники предложили от имени конференции обратиться в законодательные и исполнительные органы федерального, краевого и муниципального уровней с предложениями: 1) ввести в штатное расписание российских школ и дошкольных учреждений должность педагога-психолога как обязательную; 2) определить статус психологических центров и внести их в реестр образовательных учреждений; 3) создать единую систему координации деятельности психологической службы образования в Российской Федерации; 4) решить организационные и финансовые вопросы повышения квалификации педагогов-психологов.

Другой особенностью конференции стала организация встречи академика С.К. Бондыревой с аспирантами, докторантами и научными руководителями, где обсуждались пути повышения качества диссертационных исследований, а также спектр наиболее актуальных исследовательских направлений и тем по психологии образования.

Актуальные проблемы инновационной деятельности психологов образования обсуждались также на трех круглых столах: «Формирование и развитие креативности как основа профессионального становления педагога нового типа в системе инновационного образования» (ведущий – проф. А.В. Морозов, г. Москва), Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки и переподготовки учителей: Европа и Россия» (ведущие – проф. К.Ван дер Вульф, г. Утрехт, Нидерланды и ректор ПГПУ проф. А.К.Колесников, г. Пермь), «Проблема деятельности психологических служб в контексте прав ребенка» (ведущие – уполномоченный по правам человека в Пермском крае к.пс.н. Т.И. Марголина и уполномоченный по правам ребенка П.В. Миков). Участие в конференции известных в Пермском крае политических деятелей явилось еще одной ее особенностью – не случайно круглый стол Т.И.Марголиной и П.В.Микова вызвал особый интерес ученых и практиков. Его участники обозначили проблему разрыва между потребностями общества в психологической поддержке детей и взрослых, находящихся в трудной жизненной ситуации, в оперативных исследованиях социальных последствий инновационных процессов – с отсутствием кадровых ресурсов необходимой компетенции. В этой связи возникла острая необходимость введения в новые образовательные программы для психологов специальной подготовки в сфере прав ребенка и прав человека.

 Круглый стол с участием зарубежных коллег собрал настоящий аншлаг: присутствовали участники конференции,  преподаватели, аспиранты и студенты различных факультетов Пермского педагогического университета. Профессор Кейс ван дер  Вульф (Нидерланды) поставил проблему отношения ученых и педагогов к знаниям друг друга: ученые мало знают о том, что такое «знание учителя», а учителя не всегда получают реальную помощь от ученых в решении их профессиональных проблем. Между тем, как взгляд ученого, так и взгляд учителя на образовательный процесс имеют свои преимущества и ограничения. Выступление гостя вызвало оживленную дискуссию и множество вопросов.

Третий день конференции завершили выступления участников на итоговом пленарном заседании и презентация только что вышедшей из печати антологии «Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа». Каждый из гостей конференции получил эту книгу в подарок.

Организаторы конференции сделали все для продуктивной работы конференции, чтобы ученые разных регионов страны могли обменяться идеями, практические психологи получили возможность обсудить психологические инновации в образовании, установить контакты с коллегами. В целом конференция была эффективной и показала необходимость продолжения подобных встреч ученых, политиков, организаторов образования и педагогов-психологов.

Сборник материалов конференции можно найти в Интернете: http://pspu.ru/files/0000/1202/merlinsk.pdf

Сведения об авторах:

ВОЛОЧКОВ Андрей Александрович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Пермского государственного педагогического университета (ПГПУ), заместитель директора Института психологии ПГПУ.

Контактная информация: E-mail: volochkov@pspu.ru; тел. 8-912-592-04-84

ВЯТКИН Бронислав Александрович – член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии Пермского государственного педагогического университета.

Контактная информация: E-mail: volochkov@pspu.ru; тел. 8-(342)-212-23-89