29 марта 2012 года в МГППУ состоялась конференция по проблемам диагностики и мониторинга развития одаренности у детей и молодежи, проведенная совместно Ресурсным Центром развития одаренности (МГППУ) и Лабораторией психологии одаренности (ПИ РАО).
Участниками конференции были учителя, психологи, директора школ, методисты окружных управлений, студенты МГППУ, МГУ, МГСУ, РГГУ. Среди участников также были гости из Башкирии, Татарстана, из Волгограда, Челябинска, Нижнего Новгорода, Липецка, Калуги, Дмитрова, Таганрога, Ярославля и других городов Российской Федерации. Всего в конференции приняли участие более 200 человек.
Пленарное заседание открыла проректор по научной работе МГППУ Е.Н. Задорина. С приветствием к участникам конференции выступили заместители начальника Управления развития организационных механизмов системы образования Департамента образования города Москвы Мозглякова С.В. и Хахуцкая А.Н.
С докладами на пленарном заседании выступили:
- Юркевич В. С. (канд. псих. наук, проф., руководитель Ресурсного центра одаренности МГППУ, Москва.) Ее доклад был посвящен Московскому мониторингу одаренности, который в настоящее время проводится в образовательных учреждениях города Москвы
- Шумакова Н. Б.,(доктор психол. наук, проф., ПИРАО, Москва). Ее доклад был посвящен интеллектуально одаренным младшим школьникам, особенностям их развития и обучения.
- Щебланова Е. И., (доктор психол. наук, проф., заведующий лабораторией психологии одаренности , ПИРАО, Москва). Этот доклад осветил проблемы восприятия своих школьных проблем интеллектуально одаренными учащимися средних и старших классов.
- Задорин И.В. (ведущий научный сотрудник Лаборатории мониторинговых иследований, МГППУ, Москва.) Докладчик остановился на анализе социальных факторов реализации жизненных стратегий одаренных детей.
- Тихорский Ю.Б., директор школы для одаренных детей « Интеллектуал». В своем докладе он затронул проблемы социализации одаренных детей в средней школе.
Необходимо отметить, что все доклады вызвали живой интерес у слушателей, были заданы многочисленные вопросы.
Отчет по секциям
Секция 1. Теоретическое и методическое обеспечение задач выявления одаренности и мониторинга ее развития в образовательных учреждения
Ведущие: Щебланова Е.И., доктор психол. наук, ПИРАО, Москва
Петрова С.О., канд. психол. наук, МГППУ, Москва
Для обсуждения на секции были представлены восемь докладов аспирантов, научных сотрудников и педагогов-практиков из разных учреждений Москвы и других городов России: Московского городского психолого-педагогического университета, Психологического института РАО, Зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения и ГБОУ прогимназии № 1893 г. Москвы, Центра развития творчества детей и юношества "Созвездие" в г. Калуге и Центра дополнительного образования детей "Стратегия" в г. Липецке. Тематика докладов охватывала очень широкий круг проблем, связанных с выявлением и развитием разных видов одаренности детей на всех возрастных этапах, а также с психологическим сопровождением одаренных учащихся в условиях основного и дополнительного образования.
Ряд докладов был посвящен анализу современных данных отечественной и зарубежной науки об особенностях познавательного, мотивационно-личностного и социального развития одаренных детей разного возраста: доклады С.С. Ермакова, А.Н. Неврюева, Е.С. Смирновой.
Были продемонстрированы результаты экспериментальных исследований направленности мотивации и временной перспективы, а также самооценок интеллекта учащихся с разным уровнем развития умственных способностей: доклады С.О. Петровой и А.Б. Цой.
Особый интерес привлекли доклады, посвященные широкому кругу методических вопросов, связанных с выявлением и сопровождением одаренных детей в Центрах дополнительного образования Калуги (И.В. Балина и Ю.Н. Борецкая) и Липецка (И.А. Шуйкова и Е.Н. Павлов). Участники подчеркнули принципиальную важность обеспечения работы этих Центров со стороны муниципального руководства этих городов, что позволяет расширить возможности для реализации высокого творческого потенциала одаренных детей.
В докладе Ю.Н. Белехова был представлен новый методический подход к выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей, основанный на понятии "уровня дифференцированности динамической смысловой системы личности", с использованием новой диагностической методики.
Высокую оценку участников получил доклад О.С. Просюк "Исследование взаимосвязи характеристик когнитивной сферы с уровнем успешности в обучении английскому языку у младших школьников", посвященный изучению компонентов лингвистической одаренности, всестороннему и тщательному анализу особенностей когнитивной сферы учащихся, связанных с успешностью овладения иностранным языком.
В целом, участники секции высказались за необходимость обеспечения равных прав на образование, самореализацию и всестороннюю поддержку одаренных, как и всех детей, в соответствии с их психологическими особенностями и учетом их повышенных возможностей.
Секция II. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных учащихся в условиях школьного обучения
Ведущие: Шумакова Н.Б., доктор псих. наук, проф. ПИРАО, Москва
Белова Е.С. канд.псих. наук, проф. МГППУ, Москва
В работе секции приняли участие 38 человек из г. Москвы, г.Дмитрова, г.Калуги и г.Нижнего Новгорода. Было заслушано 11 выступлений. В выступлениях и обсуждениях участников секции можно выделить три основных проблемы, которые и стали предметом дискуссии, обмена мнениями и опытом.
- Использование результатов современных исследований одаренности для совершенствования работы по развитию одаренности в образовательном процессе
В рамках этого направления большой интерес вызвали результаты исследований, представленных Беловой Е.С. (ПИ РАО, Москва), Кочергиной С.Г. (МГППУ, Москва) и Латышевой Е.А. (МГППУ, Москва), Пикаловой Г.В. (Москва). Исследования затрагивали вопросы речевого развития современных одаренных дошкольников, эмоционального развития младших школьников, развития лидерских способностей у интеллектуально одаренных подростков, психологической помощи подросткам в процессе осознания права на ошибку. Участники секции отметили важность изучения особенностей развития одаренных детей на разных возрастных этапах, дефицит современных научных данных в этой области и необходимость учета имеющихся научных данных в построении системы работы с одаренными детьми в разных образовательных учреждениях.
- Роль дополнительного образования и внеурочной деятельности в выявлении, поддержке и развитии одаренности
В рамках этого направления большой интерес вызвали доклады Беляевой В.В. (средняя общеобразовательная школа №12, Калуга), Ивановой И.В. (Калуга), Раковой М.К. (гимназия №19, Калуга), Чикул М.В. (средняя общеобразовательная школа №1288, Москва). Была убедительно продемонстрирована исключительная значимость дополнительного образования для решения задач выявления и развития одаренных детей с разными видами одаренности, необходимость поддержки и расширения этой сферы деятельности для решения задач развития национальной системы выявления, поддержки и развития талантов у детей и подростков.
- Роль современных образовательно-развивающих технологий обучения в выявлении и развитии одаренных и талантливых детей
В рамках этого направления большой интерес вызвали сообщения Кавериной Н.Е. (Дмитров), Мигиной Е.Б. (лицей №82, Нижний Новгород) и Пиряковой Е.Н. (лицей №82, Нижний Новгород). Докладчики представили результаты применения исследовательского обучения, технологии творческого междисциплинарного обучения в образовательном процессе свидетельствующие об их высокой эффективности с точки зрения развития одаренности детей, создания условий для выявления детской одаренности и поддержки познавательной мотивации и мотивации саморазвития детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями.
Секция III. Обучение и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и молодежи, подготовка кадров для работы с одаренными детьми в сфере образования
Ведущие: Юркевич В. С., кандидат психологических наук;
Попова Л. В., кандидат психологических наук
На секции выступили одиннадцать участников, почти все доклады вызвали активный отклик в виде вопросов, обсуждений, описаний собственного опыта. Большая часть докладов была посвящена психолого-педагогическому сопровождению образования одаренных детей и молодежи. Только в трех докладах поднималась проблема подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми. Такое соотношение тем отражает сложившуюся на настоящий момент ситуацию. Несмотря на выделение необходимости специальной подготовки учителей еще в 1998 году в «Рабочей концепции одаренности», в учебных планах педагогических университетов до сих пор отсутствуют обязательные дисциплины по психологии и педагогике одаренности.
Особенностям работы с аудиовизуальными образами было посвящено сообщение Е. Ю. Ермаковой (Москва) «Интерпретация аудиовизуальных образов как инструмент образовательных техник». Современный мир все дальше отходит от чтения как доминирующего средства получения информации и ориентируется во все большей степени на наглядные и звуковые информационные каналы. Эти каналы активно используются в образовании всех уровней и направленности. В докладе ставится проблема формирования аудиовизуальной культуры субъектов обучения через подготовку к интерпретации новейших средств образования и просвещения. Докладчица показала, как аудиовизуальные образы «работают» на развитие детской аудитории, если учитываются ее психологические особенности, познавательные, а не развлекательные, потребности.
Постоянный интерес исследователей вызывает роль социума в выявлении и предоставлении возможностей развития способностей одаренного ребенка на разных возрастных этапах. Изучение этой проблемы через обращение к жизненному опыту самих одаренных учащихся представили Е.Ю. Колесникова и Е.М. Новикова (Москва). В докладе «Социальные факторы образовательной траектории одаренных детей» дан анализ результатов интервью с выпускниками специализированных школ, который показывает, какую значимую роль играют родители и учителя-профессионалы в поддержке проявляющихся способностей. Одаренные учащиеся отмечают усилия родителей по созданию благоприятных условий развития через организацию соответствующей образовательной домашней среды, через поиск школ, которые смогли бы осуществлять стимулирующее обучение. Часть одаренных выделили вклад учителей, которые «рассмотрели» их неординарные способности и помогли найти пути дальнейшего обучения. Один из выводов исследования заключается в том, что до сих пор не выстроена надежная система выявления и образования одаренных детей, а успешная образовательная траектория – заслуга, в основном, семьи.
Новый подход к использованию исследовательской деятельности предложила Н. А. Линых (Москва, МПГУ) в докладе на тему «Возможности исследовательской деятельности в выявлении одарённых учащихся». В процессе специально организованных занятий по исследовательской деятельности учащихся начальной школы психолог обнаружила, что эти занятия не только помогают поддержать и развить познавательную мотивацию, но и способствуют выявлению одаренных детей. Традиционный подход к психологическому изучению учащихся не всегда дает информацию о динамических признаках одаренности, в какой-то степени создавая ограничения в их выявлении. В процессе исследовательской деятельности проявляются динамика и интенсивность поисково-исследовательской активности учащегося. При решении проблемных задач в разных предметных областях возникают условия для длительного психолого–педагогического мониторинга развития ребёнка. Все это даёт обширную диагностическую информацию о познавательном и творческом потенциале детей в динамике, о направленности интересов, интенсивности поисково-исследовательской активности и т.д. В дальнейшем это позволяет создавать адекватные условия развития и обучения одарённого учащегося.
Н. В. Мешкова (Москва) поставила важную проблему активного включения социальной психологии в сопровождение одаренных учащихся. В докладе «О социально-психологической составляющей работы с одаренными учащимися» рассмотрены такие системы взаимоотношений как «одаренный учащийся - класс», «одаренный ребенок - учитель», которые лишь отчасти изучаются исследователями. Эти системы взаимоотношений играют важную роль в реализации одаренности, но пока остаются на «периферии» интереса школьных психологов и педагогов. Исследовательница также привлекла внимание к возможностям теорий, разработанных в отечественной социальной психологии.
Психолог-практик О.М. Смирнова (Москва) из гимназии №1505 обратилась к анализу важнейшей составляющей всех моделей реализации одаренности - социальной компетентности. В докладе «Социальная компетентность одарённых подростков» были приведены данные, полученные методами экспертной оценки и самооценки, о сформированности, условиях и способах развития этой характеристики у четырех учащихся с высокими способностями. Результаты экспертных оценок свидетельствуют о том, что уровень развития всех составляющих социальной компетентности одаренных превышает показатели их сверстников. Сами же одаренные достаточно критично оценивают некоторые из своих социальных способностей.
В докладе Л. В. Поповой (Москва) «Выявление одаренных учителем: проблема метода» проведена оценка идентификационных возможностей различных методик. Выявление одаренных учащихся, их адекватное обучение во многом зависит от профессионализма и личностных качеств учителя. Большинство учителей, не имея специализированной подготовки, руководствуются житейскими представлениями о способностях, одаренности, ее генезисе, структуре и детерминантах. Учителей необходимо готовить к первичному выявлению одаренных с использованием рейтинговых шкал поведенческих проявлений одаренности, методом «портфолио», через анализ результатов деятельности. Эксперты, которые оценивали ситуацию с выявлением одаренных учащихся школьными учителями, назвали наиболее проблемной именно сферу выявления, идентификации. Причина - слишком малое число методологически обоснованных, технически здравых скрининговых методик; многие популярные методики не обладают прогностической валидностью. С проблемой выбора методик, которые могут использовать учителя, сталкиваются и практики, и исследователи. Эта проблема актуальна, когда речь идет о неподготовленных учителях, так как обнаружен целый ряд предубеждений учителей относительно одаренных учащихся, которые оказывают негативное влияние на их выявление.
Тема учителя для одаренных была центральной в выступлении И. А. Рудневой (Волгоград) «О подготовке педагогов к работе с одаренными детьми и молодежью в педвузе». Исследовательница выделила возможные направления организации учебных программ, представила оценку первоначального опыта по разработке и внедрению одной из учебных дисциплин в своем вузе.
Учительница прогимназии №1776 А. А. Солдатова (Москва) обратилась к изучению педагогов, которые успешно работают с одаренными учащимися. В докладе «Одаренный педагог. Какой он?» она выделяет ведущее качества – способность учителя постоянно учиться самому.
О.Г. Царькова и Л.Ю.Крушинских (Москва) представили опыт использования тренинга в работе с учащимися ГБОУ СОШ с углубленным изучением физики и математики №2007 (доклад «Психологические тренинги для малых групп как средство коррекции подростковой агрессии»). Они выделили основополагающие принципы таких тренингов и наглядно, с помощью видеоклипов, показали конкретные приемы, которые эффективно применяют для разрешения проблем одаренных учащихся, для развития ориентации на сотрудничество и взаимодействие.
Подводя итоги работы секции, следует отметить большие развивающие ресурсы, которые исследователи, практические психологи и педагоги применяют лишь частично и без системной организации. Построение научно обоснованной системы сопровождения одаренных позволит эффективней использовать потенциал науки на благо нашего общества.
Резолюция, принятая участниками конференции
Участники конференции констатируют, что проблематика одаренности уже стала важной частью деятельности многих российских психологов и педагогов и в настоящий момент отмечается определенное продвижение в этом направлении. В выступлениях докладчиков отчетливо проявилась широта тематики работ. Авторы поднимают актуальные и важные проблемы: вопросы диагностики разных типов одаренности, причем не только интеллектуальных, но и лидерских, художественных (музыкальных, изобразительных, литературных), практических; рассматривают проблемы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных, формы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми и многие другие. Во многих случаях можно говорить о высоком уровне теоретического осмысления деятельности в этой сфере, хорошем знании отечественных и зарубежных подходов в этой области. Очевидна практическая направленность работ: описываются методы и формы индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми, предлагаются интересные авторские тренинги. Представлена обширная география участников конференции не только из столичных, но и других регионов страны.
Вместе с тем, участники конференции указывают на острую неудовлетворенность состоянием дел в этой области психолого-педагогической науки и практики. В частности, методологическая противоречивость позиций авторов, логическая невыстроенность понятий в ряде случаев так велика, что ведет к противоречивости и неопределенности терминов «одаренность» и «одаренный ребенок». Бессистемность, раздробленность и односторонность этих понятий явно мешает продвижению в этой области. В некоторых работах отсутствует целенаправленность: непонятна цель работы и смысл полученных результатов.
Участники конференции подчеркивают необходимость обратить серьезное внимание на понятийный аппарат, используемый при работе с одаренными детьми. При выявлении предпосылок одаренности необходимо использовать многосторонний комплексный подход с акцентом на мотивационных и творческих предпосылках ее развития. Выявление предпосылок развития одаренности должно служить не выделению одаренных детей в противовес остальным, а способствовать решению задачи создания благоприятных условий для развития каждого ребенка, в соответствии с его возможностями и потребностями.
Участники конференции приняли следующие решения:
1.Одобрить подготовленный в МГППУ Московский мониторинг одаренности, направленный на выявление мотивационных и интеллектуально-творческих предпосылок развития одаренности.
2. Разработать методические рекомендации для педагогических вузов России по проблемам подготовки студентов для работы с этим контингентом детей (в том числе на основе опыта работы с одаренными и мотивированными детьми, накопленного в Городском ресурсном Центре одаренности МГППУ).
3. Усилить работу по повышению квалификации учителей, работающих или предполагающих работать с одаренными и мотивированными детьми. Особое внимание при этом нужно уделить выпускникам классических университетов, которые сейчас составляют значительную часть коллектива школ, ориентированных на работу с одаренными детьми.
4.Расширить систему дополнительного образования одаренных детей (Центры творчества, «малые» факультативы при классических университетах, образовательные программы для детей при исследовательских институтах и т.д.), укрепив ее высококвалифицированными специалистами. Следует иметь в виду, что интересы и склонности одаренных детей в самой большой степени развиваются именно в дополнительном образовании.
5. Выстроить систему преемственности работы с одаренными детьми и молодежью на всех ступенях образования - от школы до ВУЗа, включая ее важнейшую часть - психолого-педагогическое сопровождение и профессиональную ориентацию одаренных подростков и молодежи.
6. Организовать содержательную и постоянную работу с семьей одаренных детей. Одаренные дети часто развиваются нестандартно, и родители этих детей должны иметь соответствующую информацию и прямую помощь от психологического сообщества.
7. Способствовать работе общественной организации, объединяющей лучшие педагогические кадры школ, работающих с одаренными детьми, а именно, Ассоциации школ, работающих с одаренными детьми (руководитель - С.Л. Менделевич).
8. Обратиться в федеральные органы образования с предложением о создании региональных Ресурсных центров одаренности для обеспечения методологической и методической поддержки всех направлений работы с одаренными детьми и молодежью.
9. Обратить особое внимание органов образования на внедрение в практику школьного обучения современных образовательно-развивающих технологий, способствующих выявлению и развитию детской одаренности.