Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

21 марта 2012   круглый стол

Круглый стол «Профилактика зависимого поведения: актуальные проблемы и пути их решения»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Межведомственный ресурсный Центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский городской психолого-педагогический университет при  поддержке Департамента образования города Москвы провёл 21 марта 2012 года круглый стол по теме: «Профилактика зависимого поведения: актуальные проблемы и пути их решения».

Основная цель круглого стола заключалась в обмене опытом специалистов по практическому применению методов и технологий  профилактики наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, обсуждении актуальных проблем профилактики зависимостей в образовательной среде, организации межведомственного взаимодействия  и консолидация усилий заинтересованных  структур и образовательных учреждений города Москвы и Московской области по профилактике зависимого поведения.

На обсуждение выносились следующие вопросы:

  1. Опыт межведомственного взаимодействия силовых структур, других заинтересованных органов государственной власти города Москвы и Московской области и образовательных учреждений города Москвы и Московской области по профилактике наркомании среди обучающихся и воспитанников;
  2. Проблемы проведения профилактической работы  по преодолению наркомании в образовательной среде;
  3. Новые подходы к профилактике зависимого поведения подростков в образовательных учреждениях Москвы и Московской области: технологии, формы и методы;
  4. Реализация здоровьесберегающих технологий обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях города Москвы и Московской области;
  5. Подготовка кадров в области профилактики аддиктивного поведения.

В работе круглого стола приняли участие 168 руководителей образовательных учреждений и специализированных учреждений здравоохранения Москвы и Московской области.

Программа круглого стола включала выступление специалистов силовых структур, представителей образовательных учреждений, руководителей общественных организаций, занимающихся решением проблем в области профилактики зависимого поведения детей и подростков. С приветственным словом от Департамента образования города Москвы выступила начальник отдела дополнительного образования детей Глазкова О.В. Круглый стол вёл проректор МГППУ по комплексной безопасности образовательной среды, руководитель Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ, доктор политических наук, профессор кафедры Кирсанов А.И. Перед участниками выступили такие специалисты, как Простокишин А.М., заместитель начальника Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, Шевченко Е.В., начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании Управления ФСКН России по Московской области, Брюн Е.А., доктор медицинских наук, профессор, главный нарколог Минздравсоцразвития РФ, директор Московского научно-практического Центра наркологии Департамента здравоохранения города Москвы, Барцалкина В.В., кпсн, член Международного профессионального объединения аддиктологов, руководитель лаборатории «Медико-психологическая реабилитация» МГППУ, Аршинова В.В., кпсн., старший научный сотрудник лаборатории «Медико-психологическая реабилитация» МГППУ, Зарецкий В.В., директор Федерального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Министерства образования РФ, и другие специалисты.

В ходе круглого стола обсуждался  широкий круг концептуальных, методологических и организационных проблем в сфере профилактики зависимого поведения среди детей и подростков, рассмотрены причины наркотизации и алкоголизации молодёжи, научные и прикладные вопросы оптимизации мер по профилактике зависимого поведения в сфере образования, направленные на оздоровление молодого поколения.

В ходе обсуждения участники круглого стола обратили особое внимание на нарастающую динамику проблем психического и социального здоровья молодёжи, вызванных потреблением психоактивных веществ; наличие нерешённых социокультурных проблем, связанных с толерантным отношением к зависимому поведению молодёжи; сложность современной социокультурной ситуации, что влечёт за собой безудержный рост среди молодёжи новых видов зависимого поведения и развитие таких зависимостей, как компьютерная, интернет-зависимость, сексуальная, религиозная, зависимость от рискованных видов спорта; постоянное давление на детей и подростков со стороны СМИ, которые манипулируют и эксплуатируют их сознание в рекламных целях, увеличивая тем самым продажу табака, алкоголя, наркотиков, компьютерных игр.

Участники круглого стола пришли к выводу, что высокая стрессовая нагрузка в образовательной среде со стороны учебных и внеучебных стресс-факторов вызывает внутреннее напряжение, которое в дальнейшем оказывает отрицательное влияние на качество образования. Табакокурение, алкоголизм, наркомания, игромания и другие виды зависимостей сами по себе являются сильнейшим стрессогенным фактором, который ведёт к постоянному повышению внутреннего напряжения, что в конечном итоге, приводит к хроническому перерасходу энергетических возможностей человека.

Участники круглого стола отмечают, что, к сожалению, педагоги, другие работники школы ещё должным образом не подготовлены к профессиональной работе с детьми, подвергнутыми наркотизации или наркомании. В решении этой проблемы администрациям школ рекомендуется провести обучение педагогов на курсах повышения квалификации МГППУ по теме: «Современные подходы к проблеме зависимости, стратегии и методы профилактики аддиктивного поведения» (72 часа).

Участники круглого стола  рекомендуют:

  • Разработать и в дальнейшем поддерживать и развивать систему информационного  обмена между участниками круглого стола, расширять сферу взаимодействия  специалистов заинтересованных ведомств в  области профилактики зависимого поведения;
  • Консолидировать усилия учёных и практиков (психологов, социологов, наркологов, педагогов, практиков образования) по разработке научного, научно-методического и учебно-методического обеспечения профилактики зависимого поведения, признавая необходимость научного сопровождения подобных программ с целью управления их эффективностью;
  • Провести комплексный анализ и усовершенствовать технологии профилактики и предупреждения употребления психоактивных веществ, среди детей и подростков; 
  • Межведомственному ресурсному Центру мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ создать рабочую группу совместно с Управлениями ФСКН по городу Москве и Московской области, в целях обсуждения и согласования методических рекомендаций по проблемам антинаркотического воспитания детей и молодежи, обучения их навыкам противодействия вовлечению в употребление наркотиков и иных психоактивных веществ;
  • Способствовать повышению качества психологических консультативных  услуг, предоставляемых детям, родителям, педагогам и другим специалистам в интересах профилактики наркотической и других видов зависимостей;
  • Администрациям средних общеобразовательных учреждений предлагается преодолеть «боязнь разрушения благоприятного имиджа» своих учреждений, и согласовав свои действия с руководителями окружных управлений образования, а также с родительской общественностью, приглашать профессионалов для проведения тестирования обучаемых на предмет выявления наркотизации или наркомании, которые бы гарантировали конфиденциальность.  Это позволит на ранних стадиях наркотизации и наркомании обучающихся провести с ними эффективную профилактическую работу, что не замедлит дать свой положительный результат;
  • Привлекать к созданию и поддержанию комфортной и безопасной образовательной среды родителей, представителей общественности, школьного ученического самоуправления, духовенства и другие институты широкой социальной среды и гражданского общества;
  • Предложить Департаменту образования города Москвы, Министерству образования Московской области совместно с родительской общественностью развернуть движение: «Школа – территория свободная от наркотиков»;
  • Поддержать усилия Управлений ФСКН по городу Москве и Московской области и
  • ряда руководителей образовательных учреждений по созданию и организации волонтёрского движения по проблемам профилактики наркотизации молодёжи;
  • Межведомственному ресурсному Центру мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ совместно с Департаментом образования города Москвы в срок до 01 сентября 2012 года разработать условия конкурса между образовательными учреждениями города Москвы на лучшее образовательное учреждение по организации профилактической работы по преодолению наркотизации и других зависимостей среди обучающихся и воспитанников;
  • Организовать совместную работу представителей СМИ и органов образования для антинаркотической пропаганды и пропаганды здорового образа жизни, формирования общественного мнения, мобилизации усилий общественности в профилактической деятельности.

Участники круглого стола выражают уверенность в том, что реализация предложенных рекомендаций послужит повышению уровня профилактики зависимого поведения в образовательной среде Москвы, Московской области.