Отчет о проведении Третьей всероссийской межведомственной Научно-практической конференции «актуальные медицинские, психологические и социальные проблемы детско-юношеской среды»
15-16 мая 2012 года
Организаторы конференции
- Департамент здравоохранения;
- Департамент образования города Москвы;
- Московский городской психолого-педагогический университет;
- Российский Национальный Исследовательский Медицинский Университет.
Партнеры:
- Московский центр качества образования
- Московское отделение общества школьной и университетской медицины РФ
- Московское общество детских врачей.
Контакты
г. Москва, ул. Сретенка, д. 29,
8(495)623-06-95
e-mail: schoolmed@yandex.ru
Дата проведения мероприятия
15-16 мая 2012 года
Место проведения
Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) (127051 Москва, ул. Сретенка, 29, метро «Сухаревская»)
Статус мероприятия
Всероссийская конференция
Вид и тип мероприятия
Научно-практическая конференция
Тема мероприятия
«Актуальные медицинские, психологические и социальные проблемы детско-юношеской среды».
Цель конференции
обеспечение эффективного обмена мнениями о научно-практических подходах в сфере медико-психологической поддержки детско-юношеской среды.
Основные задачи конференции:
- презентация последних достижений в медицине, психологии, педагогике, междисциплинарных исследований детско-юношеского возраста;
- определение основных направлений и перспектив сотрудничества учреждений системы здравоохранения и образования.
Направления работы конференции
1. ключевые проблемы медико-психологической реабилитации детей и подростков с ОВЗ, часто болеющих и нестандартных детей,
2. медико-психологические проблемы репродуктивного здоровья подростков с учетом данных целевой диспансеризации 2011 года,
3. немедикаментозные методы коррекции медико-психологических расстройств состояния детей и подростков,
4. современные методические подходы к диагностике медико-психологических расстройств детей и подростков.
Председатель организационного комитета
Задорина Е.Н. – к.психол.н., проректор по научной работе МГППУ, Лауреат премии президента в области образования
Члены организационного комитета
Щербакова А.М. – к.пед.н., профессор, заведующая кафедрой психологической реабилитации факультета Клинической и специальной психологии МГППУ
Панков Д.Д. – д.м.н., профессор, главный специалист Департамента здравоохранения Москвы, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины факультета усовершенствования врачей РНИМУ им. Н. И. Пирогова
Ковригина Е.С. – доцент кафедры педиатрии и школьной медицины факультета усовершенствования врачей РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Председатель программного комитета
Рубцов В.В. – д.психол.н., профессор, академик, действительный член и член президиума Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ, Президент Федерации психологов образования России, вице-президент Российского психологического общества, Лауреат премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования, ректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), директор Психологического института РАО
Члены программного комитета
Шерри Н.С. - заместитель руководителя Департамента образования города Москвы
Корсунский А.А. - заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
Румянцев А.Г. - главный специалист Департамента здравоохранения Москвы, Директор ФГУ ФНКЦ ДГОИ
Панков Д.Д. – д.м.н., профессор, главный специалист Департамента здравоохранения Москвы, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины факультета усовершенствования врачей РНИМУ им. Н. И. Пирогова
Задорина Е.Н. – к.психол.н., проректор по научной работе МГППУ, Лауреат премии президента в области образования
Содержание мероприятия
Конференция была посвящена выработке общей тактики и стратегии медиков, психологов, педагогов, организаторов здравоохранения и образования, представителей общественности, заинтересованных в направлении решения наиболее актуальных проблем детско-юношеской среды. В работе конференции приняли участие более 150 специалистов сферы здравоохранения, образования, представителей науки, заинтересованные в решении наиболее актуальных проблем детско-юношеской среды.
Особо обратим внимание на состав участников. В работе конференции приняли участие ученые, практикующие врачи, психологи, педагоги, организаторы, представители общественности.
Проблемное поле конференции включало в себя вопросы:
1. Комплексные психологические и медицинские способы коррекции транзиторных и пограничных состояний у детей в амбулаторно-поликлинических условиях;
2. Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
3. Медико-психолого-социальные проблемы детей и подростков;
4. Аддикции у детей и подростков – медико-социальная проблема.
Формы работы и взаимодействия участников конференции: пленарные и секционные доклады, круглые стол по наиболее острым и актуальным медицинским, психологическим и социальным проблемам детско-юношеской среды.
В программу было включено 34 устных докладов (из них 4 – представлены на пленарном заседании).
На пленарных заседаниях широко обсуждались магистральные направления сотрудничества учреждений здравоохранения и образования в г. Москве.
В секции «Комплексные психологические и медицинские способы коррекции транзиторных и пограничных состояний у детей» были представлены доклады медиков и психологов, касающиеся диагностике, медикаментозной и немедикаментозной коррекции пограничных психических и соматических расстройств.
В ходе работы секции «Медико-психолого-социальные проблемы подросткового возраста» были рассмотрены различные подходы к коррекции психических, поведенческих, соматических расстройств в подростковом возрасте, а также проблемы диспансеризации подростков в России.
Секция «Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» была посвящена проблемам реабилитации и абилитации детей и подростков в различных сферах (хронические заболевания, нарушения репродуктивной сферы, возрастные подростковые заболевания, девиантные состояния).
На круглом столе «Аддикции у детей и подростков – медико-социальная проблема» обсуждались вопросы взаимодействия медиков, психологов и педагогов при участии Московского отделения Всероссийского общества школьной и университетской медицины.
Участники конференции констатировали, что за последние годы в сфере медико-психологического и медико-педагогического сотрудничества имеются важные для дальнейшего развития этих отраслей достижения.
Продолжает внедряться, в том числе и в других регионах, новая концепция школьной медицины, основанная на синдромологической диагностике и коррекции начальных (преморбидных) расстройств, прежде всего, у контингента, относящегося ко второй группе здоровья.
Между Департаментом здравоохранения и Департаментом образования согласованы принципы на которых должен быть создан Межотраслевой общественный координационный Совет по проблемам медико-педагогического сотрудничества; согласованы первоочередные направления его деятельности.
Продолжается подготовка для Москвы на базе кафедры педиатрии и школьной медицины РНИМУ им. Н.И.Пирогова новой генерации педиатров, нацеленных на диагностику и лечение преморбидных состояний.
Осуществляются совместные мероприятия РНИМУ им. Н.И.Пирогова и МГППУ по повышению квалификации психологов, работающих в сфере образования, по актуальным вопросам медико-психологического сотрудничества.
Выпущено Руководство по школьной медицине (клинические основы).
Продолжены усилия по консолидации медико-психолого-педагогического сообщества в рамках Московского отделения Всероссийского общества школьной и университетской медицины и здоровья.
Переросла во Всероссийскую ежегодняя городская межведомственная и межотраслевая конференция «Актуальные медицинские, психические и социальные проблемы детско-юношеской среды», которая обеспечивает возможность медикам, педагогам и психологам обменяться мнениями, выработать совместные подходы к решению насущных проблем, подвести некоторые итоги и наметить планы и перспективы.
Участники Конференции, всесторонне обсудив обозначенные выше проблемы, считают необходимым обратиться со следующими предложениями и рекомендациями в адрес Департамента здравоохранения города Москвы и Департамента образования города Москвы:
1. Инициировать создание рабочей междисциплинарной научной концепции здоровья учащихся;
2. Принять меры в направлении уточнения и конкретизации понятия «Дети (лица) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» с тем, чтобы это понятие стало приемлемым для использования в медицинской документации вместе с другими внеклассификационными понятиями (нестандартные дети, часто болеющие дети и др.);
3. Обеспечить высокий уровень и централизацию совместной экспертной деятельности по вопросу разработки и внедрения программ и методических подходов (включая мониторинги) по медико-психолого-педагогическим направлениям в детско-юношеской среде;
4. Выделить первостепенные направления и обеспечить контроль за их развитием в кадровой сфере, в сфере подготовки специалистов, дефицит которых препятствует качественному улучшению ситуации в медико-психолого-педагогической отрасли;
5. Координировать усилия обоих Департаментов по кооперированию на направлении создания совместных структур, обеспечивающих повышение уровня взаимодействия медиков, педагогов и психологов.
Итоговые документы мероприятия
Программа конференции
Резолюция конференции
Материалы конференции доступны по следующим ссылкам: