Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

18–21 апреля 2012   конференция

VIII научно-практическая конференция по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи «Особенности оказания социально-психологической помощи подросткам в ситуации конфликтов на этнической почве»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Отчет о проведении VIII научно-практической конференции по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи

«Особенности оказания социально-психологической помощи подросткам в ситуации конфликтов на этнической почве»

Дата проведения:  18-21 апреля 2012 г. Москва.

Организаторы конференции: Департамент образования города Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Центр «Перекресток» МГППУ.

Конференция организовывалась с целью проведения анализа  концептуально-методологических основ социально-психологической помощи в ситуации конфликтов на этнической почве, программ и методов психологической помощи,  обмена опытом по различным аспектам социально-психологической помощи в ситуации конфликтов на этнической почве в России и за рубежом, а также содействия формированию профессионального сообщества специалистов, работающих с данной темой.

В конференции приняли участие 119 специалистов из г. Москва,  г.Санкт-Петербург,  г.Казань, г.Череповец, г.Оренбург, г.Ульяновск,  г.Уфа, г. Курск.  Это были практические психологи и психотерапевты, социальные педагоги и психологи системы образования, специалисты центров психолого-педагогической реабилитации, преподаватели и учащиеся высших учебных заведений,  специалисты муниципальных спортивно-досуговых центров, социальные педагоги, сотрудники ГУ МВД России, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, юристы,  сотрудники Управления Верховного Комиссариата по Делам Беженцев (УВКБ ООН/ UNHCR) и других общественных организаций.

В рамках конференции были проведены Круглый стол на тему «Проблемы оказания социально-психологической помощи подросткам в ситуации конфликтов на этнической почве», открытая лекция д-ра Х.-В.Райнфрида (Швейцария) об особенностях психологической работы с несовершеннолетними из разных этнических групп, восемь мастер-классов, дискуссионный клуб  «Помощь в социальной адаптации семьям мигрантов из республик бывшего СССР, имеющим ребенка подросткового возраста» и Круглый стол  на тему «Развитие навыков общения – как способ профилактики конфликтных ситуаций», а также дискуссионные секции (в формате «Открытого пространства»).

Круглый стол «Проблемы оказания социально-психологической помощи подросткам в ситуации конфликтов на этнической почве» проводился при поддержке факультета Юридической психологии МГППУ.

В обсуждении приняли участие: 

Делибалт Варвара Васильевна, старший преподаватель  кафедры юридической психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая научно-исследовательской лабораторией Ювенальных технологий Московского городского психолого-педагогического университета;

Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Юридическая психология» МГППУ;

Ениколопов Сергей Николаевич, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ;

Коновалов Антон Юрьевич, куратор школьных служб примирения, ведущий специалист Центра «Судебно-правовая реформа»;

Москвичев Вячеслав Викторович, ведущий специалист Центра «Перекресток» МГППУ;

Райнфрид Ханс-Вернер, специалист по юридической психологии, детской и подростковой психотерапии, руководитель Института правовой психологии (Швейцария);

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического университета;

Чиркина Римма Вячеславовна,  кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии факультета юридической психологии МГППУ.

 

Круглый стол «Развитие навыка общения – как способ профилактики конфликтных ситуаций».

Ведущие: Дмитриевский Петр, Завалишина Мария, специалисты психологической службы Центра «Перекресток», ведущие психологических групп и тренингов для подростков.

На Круглом столе произошло обсуждение изменений, связанных с появлением социальных сетей, он-лайн игр и других виртуальных возможностей в коммуникативной сфере подростков, а также необходимых условия для успешного формирования коммуникативных навыков.

Отзыв участника: На круглом столе обсуждались изменения в общении взрослых и подростков (и их взаимодействия и коммуникации), связанные с появлением социальных сетей, он-лайн общения/игр, и иных виртуальных возможностей, ведущих к поверхностному общению, дистанцированию и снижению ценности живой реальности в коммуникативной сфере подростков. Мы пришли к выводу, что серьезной проблемой для современных подростков является некая фиксация на результате деятельности (процесс им часто просто не интересен), у них вызывают затруднения выполнения задач с отдаленным результатом, без быстрого подкрепления.

Утрата границ в ранговых системах, сложности в выражении эмоций, чтении невербальных знаков, снижение эмпатии в реале, несмотря на захлестывание эмоциями в связи с излишней встроенностью в актуальный медиа-поток, сокращающего личное предъявление индивида миру. Изменение мозговых структур у подростков в связи с переизбытком виртуального общения ведущих к снижению чувствительности к своей личности, проблемному достижению трансовых состояний.

Необходимые условия для успешного формирования коммуникативных навыков подростков друг с другом и со взрослыми возникают при живом реальном общении в группах, сообществах в безопасном пространстве доверия и креатива, идентичных подростковым клубу и мастерским ПЕРЕКРЕСТКА.

Замечательно средствами помогающими восстановить связь с телом и эмоциями могут быть телесно-ориентированные практики, медитация, психодрама, театрализованные постановки, ролевые игры, повышающие способность экспрессивного творческого самовыражения, мастер-классы и тренинги социальной компетентности, прививающих значимость диалога, повышающих понимание контекста, расширяющих репертуар живого общения, реальных встреч подростков. А Интеренет и иные инновационные технологии задействовать для позитивного РЕАЛЬНОГО общения подростков…

Мастер-класс «Возможности использования метафорических ассоциативных карт в работе медиатора в ситуациях конфликтов».

Ведущие: Балаева Анна, Иванова Александра, Женодарова Елена. 

На мастерской экспериментировали с новым инструментом работы – метафорическими ассоциативными картами. Диапазон использования этих карт велик: их удобно использовать в семейной терапии, в психодраме, в работе с посттравматическим синдромом, а также для прояснения и разрешения конфликтных ситуаций. Карты позволяют создать атмосферу безопасности и доверия, помогают установить контакт и опосредованно подойти к обсуждению болезненных точек конфликтной ситуации, а также найти пути выхода из нее. Участники поработали в малых группах и на себе прочувствовали потенциал работы с данным инструментом.

Отзыв участника: о «Метафорических ассоциативных картах»

Спасибо Анне, Александре и Елене — извините, если кого забыла или напутала, которые вели этот мастер-класс с символическими картами. Их желание творческого эксперимента очень заразительно и вдохновило меня.

Я получила много удовольствия в этой работе. Понятно, что такие карты это способ работы с не только конфликтными ситуациями, они и для диагностики хороши и для

клиента такой способ взаимодействия с терапевтом дает ощущение безопасности – последнее было многократно отмечено, теми участниками, кто был в позиции клиента, как очень ценный компонент работы…

 

Результаты конференции:

  1. Необходимость привлечения внимания к проблеме конфликтов на этнической почве очевидна. Отсутствует заказ на исследования и развитие технологий, отмечается дефицит специалистов, работающих с данной темой.
  2. Данные опроса специалистов  системы образования показывают, что  49% школьных психологов не занимаются проблемами адаптации детей мигрантов, лишь 7% проводят регулярную работу по адаптации учащихся из семей мигрантов.  Таким образом, необходимо включать данный компонент в программу работы в образовательных учреждениях. Особенно в крупных городах, в которых постоянно растет количество населения и увеличивается количество учащихся (за счет поступления в школы детей из семей мигрантов).
  3. Система социально-психологической работы с ситуациями конфликтов на этнической почве должна включать профилактические мероприятия, проведение исследований изменений ситуации и мониторинг, определение инструментария и системы понятий для понимания специфики конфликтных ситуаций.
  4. Для использования в системе образования большим ресурсом обладают восстановительные практики, обращение к традициям разных народов в решении конфликтов, школьные службы примирения. Информация о конференции была размещена на 15 открытых информационных сайтах, в том числе на профессиональных сайтах, в социальных сетях. Присутствовали: обозреватель издания «Московский комсомолец» Лемуткина Марина, автор проекта «Третий сектор» на «Радио Свобода» Горелик Кристина. Ссылка на программу, посвященную конференции на «Радио Свобода» http://www.svobodanews.ru/audio/broadcastprogram/562708.html
  1. Издан сборник материалов конференции.

Содержание сборника:

Абашина А.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», Санкт-Петербург 

От культурной десоциализации к идеям культурно-национальной ориентации современного несовершеннолетнего

Богомолов В.А., психолог, специалист службы «Психологическая помощь» Центра «Перекресток» МГППУ, Москва 

Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе

Гаврилова О.А., педагог-психолог ГОУ Центр детского творчества «Созвездие», Москва

Формирование толерантных отношений среди подростков на занятиях в группе коммуникативной компетенции «ПСИХОЛОГиЯ» (доклад)

Дмитриевский П.В., психолог, специалист психологической службы  Центра «Перекресток» МГППУ, Москва

Милованова Е.А., руководитель психологической службы  Центра «Перекресток» МГППУ, Москва

Тренинг для подростков из семей афганских беженцев

Заблоцкая Л. М., педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС «Радинец», Москва 

Проект по профилактической работе с этническими конфликтами на основе создания детско-родительских клубов

Кондрашкин А. В., Кириллова Т. О., Дымова Т. Е., Хломов И. Д., психологи, специалисты подразделения «работа с подростками на территории» Центра «Перекресток» МГППУ, Москва 

Дискуссионные клубы в школах на тему «Толерантность»

Кузьмина В. М., доцент Курского института социального образования (филиал) РГСУ, Курск

Проблема вовлеченности подростков в экстремистские группировки националистической и религиозной направленности

Логутова Е. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Оренбург

Межэтическая толерантность как форма проявления толерантного сознания школьников

Манохина М. М., ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет. Автомеханический техникум», Ульяновск

Воспитание межэтической толерантности у подростков в условиях обучения в техникуме

Назарова Л. А., Касьянова М. А., Инсарова Н. Г., Абраменко А. Ю., психологи, специалисты семейной службы Центра «Перекресток» МГППУ, Москва

Помощь в социальной адаптации семьям мигрантов из республик бывшего СССР, имеющим ребенка подросткового возраста

Непочатых Е. П., доцент Курского института социального образования (филиал) РГСУ, Курск

Личностные детерминанты снижения межэтнических конфликтов на материале изучения этнической толерантности подростков

Спиридонов Я. В., кандидат психологических наук, Башкирская академия государственной службы и управления, Уфа 

Конфликтная конгруэнтность личности: структурно-функциональные аспекты

Хломов К. Д., руководитель Центра «Перекресток» МГППУ

Описание случая работы с Т. – проблема культурно-национальных особенностей в контексте краткосрочного психологического консультирования

Чернушевич В. А., доцент, руководитель учебно-производственной лаборатории факультета «Юридической психологии» МГППУ, Москва 

Проблемы реализации компетентностного подхода при подготовке психологов по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»