В вебинаре приняли участие руководители проектов по модернизации педагогического образования и проектные команды более чем из 30 вузов-участников и соисполнителей, представители Оператора проектов и Министерства образования и науки РФ.
Открывая семинар, Ирина Апыхтина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, заявила о том, что проект по модернизации педагогического образования, начатый Министерством в 2014 году, вызвал «большой интерес в образовательных организациях, реализующих программы педагогического образования».
По словам Ирины Апыхтиной, в Министерстве не ожидали, что так быстро будет расти число вузов, стремящихся присоединиться к проекту. Очевидно, что «вузы воспринимают проект не просто как очередную попытку что-то изменить в системе педагогического образования, но прежде всего как реальную возможность приобрести инновационный опыт совместного проектирования образовательных программ, соответствующих требованиям профессиональных стандартов».
В 2014 году пройдены два этапа проекта – разработка модулей для новых образовательных программ, их экспертиза и апробация. Сегодня, благодаря общим усилиям разработчиков и участников апробации, таких инновационных модулей начитывается уже более ста. В 2015-м начинается новый и очень важный этап проекта по модернизации педагогического образования в России.
- Предстоит не только оценить эффективность проделанной работы, но привести модули в такое состояние, которое позволит нам тиражировать накопленный опыт. А сделать это, – призналась Ирина Апыхтина, – будет не просто. Дело в том, что сейчас все вузы, участвующие в модернизации, взаимодействуют при экспертной и методической поддержке Оператора проекта – Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и Соисполнителя – Высшей школы экономики (ВШЭ). После 2016 года, к моменту завершения проекта, предполагается, что работа Оператора проекта может быть продолжена в рамках деятельности Координационного совета учебно-методических объединений в области образования и педагогических наук. В деятельности Совета самое активное участие примут люди, разрабатывавшие проект по модернизации педагогического образования, в том числе представители университетов-операторов (МГППУ и ВШЭ). Все это позволит поддерживать и развивать проект, а также очень широко транслировать его результаты.
Виктор Болотов, председатель недавно созданного Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», обращаясь к представителям вузов-участников и соисполнителей проекта, рассказал о том, чем Совет займется в самое ближайшее время:
- Первое – это контрольные цифры приема: коллеги, без вас мы эту проблему не решим. Ведь как сегодня делаются заявки, которые мы получаем от субъектов Федерации? приходит ректор к министру образования со своими цифрами, рассказывает о том, кого у него в вузе готовят, после чего министерство дает цифры… А сколько реально и каких нужно работников системы образования, особенно бакалавров и магистров, никто толком не знает. Так что будем эту проблему решать вместе с вузовским корпусом и заказчиком – органами образования.
- Второе, на чем сосредоточится Координационный совет: мы собираемся восстановить федеральный гриф на лучший учебно-методический комплект. Вы знаете, – продолжил Виктор Болотов, – что в законе есть такое понятие – примерная образовательная программа. Так вот, мы будем рекомендовать включать лучшие образовательные программы и практики, в том числе наработанные в ходе реализации проекта по модернизации педагогического образования, в базу данных, в реестр Минобрнауки.
Перейдя к третьему направлению в деятельности Совета – содержанию педагогического образования, Виктор Болотов откровенно заявил, что «наша подготовка педагогов не только в педвузах, но также в федеральных и классических университетах оторвана от потребностей школы».
Иллюстрируя свои слова, Виктор Болотов рассказал о недавней поездке в один из вузов, готовящих будущих учителей:
-Приезжаю и спрашиваю у руководителей, что у вас изменилось в курсах педагогики, психологии и методики преподавания в связи с новыми стандартами школьного образования, а также предстоящим введением профстандарта педагога. А мне в ответ: «Да мы всегда были готовы к профстандарту! Мы всегда реализовывали компетентностный подход, так что лично нам ничего менять не надо!» Разумеется, после таких заявлений становится понятно, что люди даже не удосужились заглянуть в текст профстандарта. И, конечно же, они не имеют ни малейшего представления о компетентностном подходе…
- Если мы не хотим такой профанации, нам очень серьезно надо заняться связкой: «школа – профстандарт – стандарты школьного образования, что и реализуется при разработке тех модульных программ, которые создаются в ходе реализация проекта по модернизации педагогического образования, – закончил свое выступление Виктор Болотов.
Аркадий Марголис, первый проректор МГППУ, научный руководитель проектов прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры, рассказал о той большой работе, которая была проделана в 2014 году в рамках проекта по модернизации педагогического образования:
- Была разработана нормативная база проекта. Подготовлены Требования к проектированию и разработке модулей основных профессиональных образовательных программ, соответствующих методологии модернизации педагогического образования, разработаны критерии экспертизы модулей, а также критерии эффективности выполнения самих проектов. Также были разработаны и согласованы с Министерством образования и науки РФ методические рекомендации по апробации модулей. Наконец, операторы провели масштабное повышение квалификации для вузовских команд-разработчиков. После этого участники и соисполнители проекта приступили к разработке самих модулей и их апробации в реальном учебном процессе.
Аркадий Марголис заявил, что большинству команд-разработчиков в ходе реализации проекта пришлось расстаться со многими первоначальными представлениями о том, как должна выстраиваться программа практической подготовки будущих педагогов в соответствии с требованиями профстандарта, положенного в основу модернизации педагогического образования.
- В этих проектах, – продолжил первый проректор МГППУ, научный руководитель сопровождения проектов прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры, нам приходилось видеть реальную работу мысли целых коллективов. Порой творческие команды опирались на абсолютно понятные им и привычные, но весьма далекие от идеологии и содержания проекта принципы. Конечно, это все объяснимо: ведь очень непросто радикально менять свои подходы и взгляды, особенно если речь идет о людях со сложившимся профессиональным мировоззрением.
- В связи с этим хочу подчеркнуть: Оператор проекта, будь то МГППУ или Высшая школа экономики – не есть истина в последней инстанции. Никаких директив мы никому не навязываем. Если мы видим, что в проекте заложена ошибка, мы прямо говорим о ней, предлагая варианты, как ее устранить. Однако если команда-разработчик уверена в своем проекте и не согласна с нашими критическими замечаниями, она вправе не менять свое решение. В конце концов, за эффективность проекта любая команда отвечает перед руководством своего вуза, а вуз, в свою очередь перед заказчиком, то есть Министерством образования и науки РФ.
Главным событием 2015 года при реализации проекта по модернизации педагогического образования станет разработка процедуры и инструментария независимой оценки сформированности профессиональных компетенций тех студентов, которые пройдут обучение по новым модулям.
- В этом, если хотите, принципиальная новизна, кардинальное отличие проекта от всех других, – сказал Аркадий Марголис. – Но в этом и огромная ответственность, которая ложится на всех нас. Результативность проекта – это вовсе не сдаваемые в Министерство образования и науки РФ фолианты с описанием модернизированных модулей, а те реальные образовательные результаты, которые студенты – будущие педагоги покажут, пройдя процедуру независимой оценки их профессиональных компетенций. Здесь я вспоминаю, на мой взгляд, ключевую фразу Александра Борисовича Соболева, Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России. Год назад, находясь в МГППУ на презентации проекта по модернизации педагогического образования, он сказал: «Нам нужно создать не новые бумаги, а получить новые образовательные результаты. Министерство хочет понять, возможно это или нет».
Говоря о разработке процедуры независимой оценки, Аркадий Марголис подчеркнул, что в феврале и марте этого года во время работы курсов повышения квалификации, которые в очной и дистанционной форме откроются на площадках вузов-участников проекта, будут созданы рабочие группы по разработке контрольно- измерительных материалов:
- Мы как Оператор стремимся к максимально широкому участию всех без исключения вузов-исполнителей и соисполнителей проекта, а также любых других заинтересованных образовательных организаций в разработке измерительных материалов. Именно они лягут в основу процедуры оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов в соответствии с профстандартом педагога и новыми ФГОСами.
-Принципиально важно, – отметил Аркадий Марголис, – что в разработке контрольно-измерительных материалов вузы будут участвовать совместно. Отбор лучших материалов также будет совместным. А вот процедура оценки сформированности компетенций будет для каждого вуза независимой. Только так мы сможем реально оценить успешность того или иного созданного нами модуля. Уверен, что самые эффективные модули поддержит Координационный совет, который возглавил Виктор Александрович Болотов. Они станут обязательным материалом для разработки сетевых программ в рамках взаимодействия вузов и университетов.
Анатолий Каспржак, руководитель Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики», научный руководитель проектов академического бакалавриата и исследовательской магистратуры, рассказал о том, как будет проходить экспертиза новых образовательных программ:
- Первый этап нашей экспертизы – найти изменения, то принципиально новое, что появилось в каждом представленном модуле. Затем последует осмысление сути изменений – в его содержании, технологии и организации. При этом, - отметил Анатолий Каспржак, обращаясь к представителям вузов-участников проекта, - Оператор отвечает только за то, чтобы разрабатываемые модули соответствовали ФГОСу, были ориентированы на профстандарт педагога, на какую-то основную образовательную программу, частью которой может стать тот или иной модуль. А вот за счет чего все это будет сделано - технологически, организационно, за счет чего, например, вы в академическом бакалавриате организуете переход студента с одной специальности на другую, – это как раз ваша задача.
Подводя итоги вебинара, Анатолий Каспржак емко сформулировал важнейший принцип проекта по модернизации педагогического образования в России:
- Мы планируем в любом педвузе или университете, где есть обучение в рамках педагогических направлений, организовать деятельность студента через систему мероприятий таким образом, чтобы они стали для будущего педагога событиями, ориентирующими его на достижение новых образовательных результатов, которые позволят ему овладеть профессиональными компетенциями и трудовыми функциями, необходимыми для работы в условиях нового федерального государственного образовательного стандарта и профстандарта педагога.