Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

9–11 июля 2008 |Греция,   конференция

5-я Конференция Международной ассоциации исследователей игрушек "Игрушки и культура"

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Международная организация ITRA была создана в 1993 г. с целью поддержки и повышения качества научных исследований в области игры и игрушки, а также объединения специалистов, работающих в данной сфере. Игрушка выступает предметом рассмотрения и исследования самых разных научных дисциплин: философии, истории, семиотики, лингвистики, искусствоведения, маркетинга, педагогики и психологии. Данная ассоциация является своеобразным координатором данных исследований. В настоящее время её членами являются более 100 специалистов из 23 стран. С 1993 по 2005 год состоялось 4 международных конференции – в Швеции (1996, 1999), в Англии (2002) и в Испании (2005).

В 2008 году представители России, в лице сотрудников Центра игры и игрушки МГППУ, стали членами данной организации и участвовали в её 5-ой конференции, которая проходила с 9 по 11 июля в  Греции (г. Нафлеон).  Общая тема данной конференции «Игрушка и культура».

Доклады, представленные на этой конференции, отражают полифонию мнений и подходов к пониманию сущности игрушки как культурного феномена, к её функции в культуре. Среди докладчиков были представители самых разных профессий: предприниматели,  менеджеры, педагоги, психологи, социологи, инженеры, культурологи, изобретатели игрушек, маркетологи,  музейные работники, представители компаний, выпускающих и продающих игрушки, владельцы и сотрудники лекотек и пр.  Столь разноплановый состав участников конференции отразился на её несколько мозаичном характере.

В конференции принимало участие около 100 специалистов из 20 стран. Каждый день работа 2-х секций шла параллельно. Всего на конференции было заслушано 54 доклада. Представленные на конференции доклады были сгруппированы в следующие  темы секционных заседаний и симпозиумов.

  1. Игрушки и средства массовой коммуникации
  2. Игрушки в образовании и музейной практике
  3. Игрушки и новые технологии
  4. Подготовка специалистов по дизайну игрушки
  5. Особенности современного рынка игрушек 
  6. Наблюдения за игрой детей
  7. Культурные изменения в играх и игрушках
  8. Кросскультурные исследования игрушки
  9. История игрушки
  10. Игры взрослых

Одним из наиболее частых сюжетов, обсуждаемых на конференции, было место игрушки в современной массовой культуре. Так, в ярком и содержательном докладе Жиля Броуджера (Франция) обсуждался вопрос о соотношении массовой культуры, которая создаётся взрослыми и адресована детям, и той культурой, которую дети создают сами. Анализируя  взаимосвязь этих феноменов,  Броуджер формулирует своего рода закон «круга». Взрослые, наблюдая за игрой детей, выделяют наиболее привлекательных персонажей и популярные сюжеты, которые затем интерпретируют, видоизменяют, придумывают новые сюжеты и предъявляют в виде фильмов и телепередач. Дети смотрят эту видеопродукцию, переносят её в свои игры, упрощают, выделяют главное для себя, транслируют такой модифицированный вариант взрослым. После этого цикл повторяется.  Данная закономерность основана на исследовании феноменов современной детской субультуры – покемона и спайдермена.

Влияние детской визуальной субкультуры на игру девочек  и на становление их идентичности ярко проявляется в образе принцессы, олицетворением которой является Барби. Эта тема звучала в нескольких докладах. Так, в сообщении М. Форман-Брунел (США) обсуждалась ценность данного образа в девичьей субкультуре. Гламурный образ принцессы пронизывает всё детство современных девочек и задаёт идеал для идентификации. Данный образ, пришедший из фильмов Диснея, приносит огромные прибыли предпринимателям, которые внушают потребителям, что быть «принцессой» - естественное и вечное желание всех девочек. Однако, исследования истории данного образа показывают, что это далеко не так. На протяжении 400 лет наблюдались всплески интереса к данной фигуре и спада её привлекательности. При этом каждый  раз ценность данного образа для детей определялась взрослыми: содержанием книг, фильмов,  модой и пр. Но образ принцессы – далеко не единственная грань женственности и женской идентичности. Феномену Барби был посвящён также доклад К. Мерлок-Джексон (США) - «Кукольные войны – Барби и её конкуренты в 21 веке».  Эта кукла является королевой кукольной индустрии, принесшей своему создателю (Рут Хандлер) и компании Маттэл баснословные прибыли. В следующем году Барби справит свой пятидесятилетний юбилей (она была создана в 1959 г.) и это повод обсудить причины её популярности. 

Образ Барби соответствует духу времени и остаётся востребованном в современном обществе благодаря работе дизайнеров, социологов, психологов, которые постоянно меняют её облик.

Важным и новым сюжетом конференции стала разработка учебных программ по дизайну игрушки.  В рамках специального симпозиума была предоставлена возможность для профессионалов в области дизайна игрушек поделиться опытом и успехами в данной области. Целью симпозиума стало объединение усилий специалистов разных стран и создание эффективных программ подготовки специалистов в этой области. Ведущий данного симпозиума М.Джилен, профессор технологического университета г. Дельфы, (Нидерланды), в своём докладе определил  основные позиции, которые необходимо учитывать при подготовке специалистов и которые с трудом даются студентам.

В докладе Барри Кудровица (США) была представлена интересная классификация игр, необходимая для создания игрушек, которую автор назвал «Пирамида игр» (The play pyramid). В основе данной классификации лежит периодизация интеллектуального развития Ж.Пиаже. Следует отметить, что теория Пиаже была единственным фундаментальным подходом, который звучал в ряде докладов.  Данная классификация была схематически представлена в виде тетраидра (пирамиды), вершины которого соответствуют выделенным категориям игр. Помещая идею игрушки в пространство пирамиды и перемещая её в нём, можно открыть новые грани игрушки.

Наиболее богатый опыт подготовки дизайнеров игрушки накоплен Гон-Конге, который является своеобразной столицей игрушек. В докладе Реми Лешер (представителя школы дизайна при политехническом университете Гон-Конга)  рассказывалось о достижениях в данной области.  Были продемонстрированы видеоматериалы с новыми игрушками, созданными в школе дизайна. Эти игрушки представляют собой высоко технологизированных интерактивных монстров. На наш вопрос, волнует ли дизайнеров, что будут делать дети с такими игрушками, Лешер ответил отрицательно. Цель дизайнера заключается в создании новой идеи, в использовании новых технологий, встроенных в игрушку, а способ её  использования зависит от потребителя. Производители не могут определять, кто и как будет пользоваться игрушкой.

При таком подходе вопрос о психолого-педагогической  экспертизе игрушек, естественно не возникает. В этой связи большой интерес вызвал доклад российских участников (Е.О.Смирновой и И.В.Филипповой), который был посвящен психолого-педагогической  экспертизе игрушек в Москве. Вопросы и комментарии к докладу свидетельствовали о том, что данная процедура не принята в западных странах. Исключение составляют Германия и США, где подобная экспертиза осуществляется группами специалистов. Концепция и методика экспертизы в Москве вызвала самые позитивные отзывы.

Поскольку исследования игрушек в нашей стране только начинаются, знакомство с зарубежными исследованиями и участие российских представителей в данной конференции имеет несомненную значимость.