Люди и прочие животные способны сделать выбор лишь из ограниченного числа вариантов.
Этот постулат объясняет, почему длинные меню, каталоги и проч. вносят неразбериху в наши умы. В центре исследования, однако, находились так называемые скоростные свидания.
«Наши предки жили относительно небольшими, дружными общинами, так что они, вероятно, никогда не сталкивались с таким уровнем разнообразия, который есть у нас сегодня», — замечает соавтор работы
Г-жа Лентон и Марко Францескони проанализировали решения, которые приняли 1 868 женщин и 1 870 мужчин в ходе 84 рандеву. Но прежде участники эксперимента отчитались перед учёными о своём возрасте, весе, росте, уровне образования, отношении к религии, профессии и даже наличии привычки к курению. Каждое свидание продолжалось три минуты. Своё мнение участники должны были огласить в течение 48 часов.
В целом мужчины всегда чаще высказывали пожелания о продолжении знакомства, но при увеличении богатства выбора количество предложений уменьшалось. Одни вообще переставали кого-то выбирать, а другие реже добивались взаимности.
Короче говоря, большинство так и оставалось в одиночестве.
«Мы считаем, что люди стремятся к относительным, а не к абсолютным решениям, — говорит г-жа Лентон. — Мы сравниваем одно с другим, а не с абстрактным идеалом, поэтому чем больше возможностей для сравнения, тем труднее сделать выбор. Скорее всего, это одна из причин, по которым нынешние мы создаём семьи в более позднем возрасте, особенно в крупных городах: решение приходится откладывать из-за огромного количества вариантов».
Не переживайте: предыдущие исследования показали, что животные тоже не слишком хорошо выбирают при огромном разнообразии.
Результаты работы опубликованы в журнале