Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
О чем говорит уровень IQ?

27.04.2011

Как правило, детей, получающих больше баллов по результатам IQ-тестов, ожидает успешная, долгая и здоровая жизнь. Потому что они умнее? Не обязательно. Новое исследование показало, что «коэффициент интеллекта» отчасти демонстрирует степень мотивированности ребёнка, проходящего тест.

Поддержание этой мотивации — важный фактор его успешности в дальнейшей жизни.

Дискуссия о том, что на самом деле отражает показатель IQ, ведётся давно. Например, бросаются в глаза различия между средним IQ представителей многих этнических групп: означает ли это, что одна нация умнее другой? Или же дело в социальных и экономических факторах? В 1994 году в книге «Кривая нормального распределения» (The Bell Curve) Ричард Херрнштейн и Чарльз Мюррей заявили, что различия в значительной степени обусловлены генетикой. Эта точка зрения оспаривается многими учеными. Например, в 2009 году Ричард Нисбетт, психолог Мичиганского университета (University of Michigan), в книге «Интеллект и как его получить» (Intelligence and How to Get It) отметил, что разница в IQ-баллах почти полностью исчезает при учёте социально-экономических факторов.

Анджелу Ли Дакворт из Университета штата Пенсильвания (University of Pennsylvania) заинтересовали исследования, показавшие, что далеко не каждый прилагает максимум усилий во время обычных тестов на IQ. А вот когда людям предлагают денежное вознаграждение, они, как правило, демонстрируют лучшие результаты.

Г-жа Дакворт и её коллеги проанализировали 46 экспериментов, в которых по итогам IQ-тестов вручались деньги. Размер приза был самым разным — от нескольких центов до десятков долларов. Учёные рассчитали средний коэффициент воздействия (коэффициент Хеджеса, или g Хеджеса) денежного вознаграждения на IQ: он оказался равен 0,64, что эквивалентно почти десяти IQ-баллам. После исключения трёх сомнительных исследований с особенно высоким g коэффициент всё равно был выше 0,5 и рос соответственно величине награды: если участникам предлагали больше $10, он составлял 1,6 (примерно 20 баллов IQ).

Затем учёные взялись за анализ исследования, проведённого в конце восьмидесятых среди более чем пятисот мальчиков из Питсбурга (штат Пенсильвания). Средний возраст группы составлял 12 с половиной лет. Эксперимент снимался на видео, так что признаки скуки было легко заметить (дети зевали, клали голову на стол, смотрели по сторонам). Через несколько лет, когда средний возраст подопытных подобрался к 24 годам, организаторы расспросили примерно половину из них (остальные не согласились) об образовании и карьере.

Эти данные позволили команде г-жи Дакворт показать связь между мотивацией и точностью предсказаний успешности дальнейшей жизни мальчиков. В 84% случаев степень мотивированности при прохождении IQ-теста коррелировала с количеством лет, потраченных на образование, и возможностью найти работу. С другой стороны, только в 25% случаев можно было таким образом предугадать, насколько хорошо дети учились в школе.

Выходит, IQ говорит не об одном лишь уровне развития интеллекта, но и о том, насколько сильно человек хочет добиться успеха. «Важно судить о ребёнке не только по его уму, но и по желанию выполнить ту или иную работу», — подчёркивает г-жа Дакворт.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Источник: Компьюлента. Наука и техника

 
Медиа: обзоры
Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»