Современный этнокультурный ландшафт составляют многочисленные
нации, при его описании ученые используют различные свойства национальных
традиций и сложившихся норм. Авторы нового исследования, опубликованного
в Science, замечают, что, как это ни удивительно, все
кросс-культурные исследования упускают из виду такой важнейший показатель,
как терпимость к необычному (выходящему за рамки норм) поведению. Между тем,
именно это свойство в большой степени определяет темпы и направленность
процесса всеобщей глобализации. С этим свойством связаны (прямо или
косвенно) строгость юридических норм и наказаний за преступления,
религиозность, строгость цензуры в медийных организациях, количество
общественных выступлений и забастовок, а также возможность самовыражения
для индивидуума в повседневных ситуациях. Так от чего же зависит терпимость к
девиантному поведению?
Внушительная команда, представленная 43 учеными из 30 стран, постаралась восполнить этот пробел. Они составили специальные анкеты для получения количественной оценки терпимости, а далее рассмотрели результаты с точки зрения хозяйственных традиций, исторической перспективы и текущего состояния дел в стране. В опросе участвовали представители из 33 стан мира со всех континентов, так что географическая выборка оказалась весьма внушительна. Разнообразной оказалась и религиозная принадлежность респондентов. Исследователи посчитали наиболее важной средневозрастную группу, как более самостоятельную и держащую «контрольный пакет» общественного мнения. Поэтому средний возраст участников составлял 20–40 лет, в некоторых странах самым юным участникам опроса было 14 лет.
Степень терпимости нации оценивалась по ответам на 6 вопросов: от респондента требовалось высказать мнение, верны ли предложенные утверждения в отношении его страны, а не его лично.
Примеры утверждений:
-
В вашей стране людям свойственно соблюдать многие общественные правила.
-
В вашей стране вы хорошо представляете, как человек будет вести себя в большинстве ситуаций.
-
В вашей стране люди почти всегда следуют установленным общественным нормам.
Ответы распределялись по шестибалльной шкале от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен». Как и ожидалось, самые строгие нормы существуют для стран юго-восточного региона, за ними идут конфуцианские нации, следом католическая Европа, немного отстает протестантская Европа. Латиноамериканцы и жители бывших союзных республик (Эстония и Украина) продемонстрировали самые свободные взгляды на социальные нормы. Полученные оценки хорошо увязываются с другими, более частными, показателями степени свободы нравов в каждой из стран.
Свобода нравов, как выяснилось, не связана с экономическими показателями. Она связана с историческими и экологическими характеристиками. Авторы проанализировали множество рядов данных, иллюстрирующих развитие различных стран. В результате им удалось вычленить несколько показателей, более или менее скоррелированных со степенью национальной терпимости. Это оказались:
-
плотность популяции в прошлом и в современности;
-
обеспеченность различными ресурсами;
-
число территориальных конфликтов;
-
параметры внешней среды;
-
смертность от заразных заболеваний, в том числе и туберкулеза.
Таким образом, общественное представление о свободе формируется в зависимости от экологических и демографических условий. Авторы исследования полагают, что другие характеристики социума также зависят от эколого-демографических условий, чем объясняется их скоррелированность с показателем национальной терпимости. Среди наиболее четко увязанных показателей оказались степень политического давления на общество (коэффициент корреляции: 0,62), свобода слова и отсутствие цензуры, строгость наказаний за преступления (коэффициент корреляции: 0,65), религиозность людей (коэффициент корреляции: 0,54).
Впрочем, названные характеристики могут и напрямую формировать представление о терпимости. Так, религиозно настроенные нации будут с большей вероятностью осуждать необычных личностей, диктовать правила поведения, чем общества с реальной (а не формальной) свободой совести.
Авторы подчеркивают, что коль скоро мир идет по пути глобализации, то нужно осознавать, что культурные и социальные различия не есть отражение их низкой морали, плохого воспитания или несовершенства политического управления. Скорее всего, различия нужно рассматривать как следствия эколого-демографического наследия, как часть исторического прошлого нации. Тогда для субъективного осуждения не останется места, зато появится пространство для построения эффективных межкультурных связей.