Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития

Все начинается с диагностики…

Первым этапом развития речи ребенка является детальная диагностика актуального уровня его речевого развития, провести которую может логопед, дефектолог, психолог, которые оценят умственного развитие, психосоматическое состояние, и исходные речевые возможности малыша.

Диагностика детской речи  осуществляется по следующим критериям:

1.   Обследование понимания речи

2.   Обследования уровня активного словаря

3.   Уровень речевого подражания

4.   Потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении)

5.   Уровень звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата.

Кроме того, подлежат наблюдению:

А) Действия ребенка с игрушками (уровень игры, переключаемость, замена игрушек неигровыми предметами)

Б) Зрительное соотнесение предметов, одинаковых по форме, цвету, величине

В) Умение составлять из частей целое (разрезные картинки)

Г) Умение устанавливать равенство предметов

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Игрушки; объемные фигуры различной конфигурации, цвета и величины; комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними; изображения игрушек.

Часто дети с недоразвитием речи, особенно «безречевые», с трудом вступают в контакт со специалистом, а поэтому, на первых встречах важно, прежде всего, установить эмоционально-положительные взаимоотношения с ребенком (на первом занятии вместе рассматриваем игрушки, предметы, картинки, привлекшие внимание, даем в них поиграть).

Данные первичной оценки речевого развития ребенка может быть представлены в виде таблицы:

1. Уровень понимания речи

ЗАДАНИЕ

ВЫПОЛНЕНИЕ

1.       Названия игрушек (покажи: «Где зайка, мишка, мяч и т.д.)

 

2.       Названия предметов, используемых в быту (покажи ложку, шапку)

 

3.       Части тела куклы, свои (показать)

 

4.       Узнавание знакомых предметов по картинкам

 

5.       Названия действий (покажи, где девочка кушает, бегает, спит и т.п.)

 

6.       Покажи, кто спит, кто умывается, кто причесывается.

 

7.       Понимание элементарной просьбы (подойди ко мне, возьми киску, отдай киску маме)

 

8.       Узнавание предметов по их назначению (из предложенных 5-6- картинок выбрать)

 

9.       Что нужно, что бы поесть (ложка, тарелка)

 

10.  Что нужно чтобы пойти гулять (одежда, обувь)

 

2. Состояние произносительной стороны речи

Звуки, произносимые правильно

 

Замены звуков

 

Отсутствующие звуки

 

Правильно произносимые слова

 

Слова-звукоподражатели

 

Слова–фрагменты

 

С      л       о       в      а     р     ь

Количество слов в активном словаре

(если поддается определению)

Возможность речевого подражании

Способность воспроизводить новые слова из одного слога

Способность воспроизводить новые слова из 2 слогов

 

Внесенные в таблицу данные можно сопоставить с приведенными ниже нормативными показателями речевого развития:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ЭТАПОВ НАЧАЛЬНОГО ВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ в норме

Возраст

Основные показатели довербального и вербального развития

11 месяцев

Использования 3 «лепетных» слов с соотнесением.

12 месяцев.

Использование простой инструкции, дополняемой жестом. Использование 3-4 «лепетных» слов

1 год 3 месяца

6 слов произносит. Понимает простую инструкцию без жеста.

1 год 6 месяцев

Словарный запас 7-20 слов. Показывает одну из частей тела.

1 год 10 месяцев

ФРАЗА из 2 слов, словарный запас 20 слов. Показывает 3 части тела.

2 года

Словарь - минимум 50 слов. Предложение из 2-х слов. Понимает двухэтапную инструкцию.

2 года 10 месяцев.

Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет представление о значении слова «один».

3 года

Словарный запас около 250 слов, предложения из 3 слов, называет свое имя, пол, возраст, выполняет задания типа «положи кубик в коробку», «положи кубик под чашку»

Следует помнить, что установление уровня речевого развития детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразой к  2,5 годам, должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО консультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом. Следует также иметь ввиду, что до того, как ребенок научиться произносить, он должен понимать обращенную речь.

ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ в норме

ВОЗРАСТ

УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ

3-6 месяцев

Прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса

6-10 месяцев

Понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам «поцелуй маму», «где папа», «дай руку», «нельзя» и т.д.

10-12 месяцев

Понимает названия отдельных предметов

12-14 месяцев

Узнает предметы по изображениям

15-18 месяцев

Узнает предметы на сюжетных картинках

2 года 6 месяцев

Понимает обозначения действий в различных ситуациях: «покажи, кто сидит, кто спит», понимает двухступенчатую инструкцию, вроде – «пойди в кухню и принеси чашку» и т.п.

2 года 6 месяцев - 3 года

Понимает прочитанные взрослым короткие рассказы и сказки со зрительной опорой на иллюстрации и без нее

4 года

Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации

Оценив актуальный уровень речевого развития ребенка по предложенным параметрам, вы можете самостоятельно решить – есть ли основания для обращения за профессиональной помощью к специалисту, или речевое развитие вашего ребенка, в целом, происходит благополучно.

Безусловно, если вы обратились за профессиональной помощью к логопеду, психологу, дефектологу или другому специалисту, выполнение его рекомендации, в том числе и по проведению самостоятельных занятий с ребенком, не должно ставиться под сомнение. Доверие к специалисту и добросовестное выполнение его рекомендаций – существенный фактор успеха в коррекционной и развивающей работе. Однако, сам факт обращения за профессиональной помощью не может служить оправданием вашей пассивности в отношении развития собственного ребенка. Ниже мы приводим ряд практических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, доступных для выполнения в домашних условиях.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1. Развитие общей моторики

Необходимым условием успешной работы по развитию речи является положительный  настрой ребенка, поэтому мы рекомендуем начинать занятия с упражнений на развитие общей моторики.

Упражнения направлены на развитие координации вашего малыша. Эти задания научат его сочетать движения со стихотворным текстом, улучшат эмоциональный  фон ребенка.

«Улыбнись-нахмурься»

Возьмите зеркало. Улыбнитесь вместе с вашим малышом. Покажите, какой он славный. А теперь нахмурьтесь. Повторите 2-3 раза

 

 «Еж»

Вот идет колючий еж

(топаем, идем по кругу).

Он на елочку похож

(руки вверх, пальчики растопырены).

Все грибочки еж собрал

(наклоняемся, «собираем грибочки»).

И домой он зашуршал

(идем, шурша по полу)

 

 «Зайка»

Зайка скок-скок-скок

Мишка топ-топ-топ

Белка прыг-прыг-прыг

А лисичка хлоп-хлоп

 

«Мышка»

Мышка в норку забежала

(лапки вместе, пробежать по кругу и присесть)

Рядом кошку увидала

(ручки на головке - как ушки у кошки)

-Ой! Ой! Ой!- сказала мышка.-

-Я боюсь

(Обнимаем руками себя)

- Не трусь, малышка!

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и суп варить

 

 «Дом»

Тук-тук-тук

Строим дом

(кулачком стучим по кулачку)

Дом высокий

(руки вверх вытянуть)

Дом с окном

(руки вместе и развести в стороны)

С острой крышей

И трубой

(руки в виде крыши)

В доме я живу с тобой

(обнимаемся)

«Тучки-Солнышки»

Зажмите ручки в кулачки-Тучки, а теперь поднимите ручки вверх, и пальчики раскрыты - Солнышки

 

 

2. Дыхательная гимнастика

Для того, что бы малыш начал говорить, и в последствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо выполнять дыхательные и артикуляционные упражнения. Старайтесь выполнять эти упражнения не реже 3-4 раз в неделю, от 2-до 5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждые 5-7  минут нужна смена деятельности.

 

Ручки полукругом. Изображая толстенького мишку. Идем вперевалочку и говорим : «Ух-Ух-Ух»

 

Подносим к ребенку цветочек.

 Вдыхаем носиком. И на выдохе говорим: «Ах!».

Затем «берем» воображаемый цветок. Упражнение повторяется

 

«Слон»

Руки вместе. Вытянуты вперед. («хобот слона»)

Наклоняемся вперед, говорим: «Ха- хо- ху- хи»

 

«Шарик».

Держите ладошки вашего малыша , плотно прилегающие друг к другу.

 Говорим Ш-Ш-Ш и ладошки расходятся, «надувая» шарик.

«Вот какой шарик получился!»

 

«Машинка»

Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом «А-А-А», затем «О-О-О», «У-У-У», «И-И-И», и сливая два гласных «А-О», «А-У», три гласных «А-О-У», и все 4 гласных звука «А-О-У-И».

«Свеча»

Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите ребенка задуть свечку, увеличивая с каждым разом расстояние между ребенком и свечкой.

Или нарисуйте свечку с пламенем и вырежьте ее из тонкой бумаги. Попросите малыша подуть на свечку, чтобы «пламя» колыхалось.

 

«Волшебник»

Теперь ваш малыш станет настоящим волшебником. Взмахните руками. Руки наверху. Теперь плавно их опуская повторите: «М-м-м-А». Игра продолжается, повторяя «м-м-м-о», «м-м-м-у», «м-м-м-ы».

 

«Комарик»

Приподнимите вверх указательный пальчик малыша и, выполняя спиралевидные движения, изображающие полет комарика, произносите «З-З-З». Упражнение заканчивается хлопком рук: «Поймали комарика»

 

 

 

«Любимая игрушка»

Вместе с малышом погладьте игрушку, и пока рука движется по всему телу любимой игрушки (кошки, мишки и т.п.) вместе с малышом проговаривать: «А-А-А», «О-О-О», «У-У-У», а, затем, сливая звуки «А-О-У»

 

 

3. Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения помогут улучшить подвижность артикуляционных органов, увеличат объем и силу движений, скоординируют позы губ, языка, необходимых для произнесения звуков, звукосочетаний, а позже и слов вашего малыша.

«Дом»

Ротик вашего малыша – это «домик». Постучитесь пальчиком по щечке – «тук – тук» - и ротик малыша открылся «Дверки дома открылись». Говорим : «Пока! Пока!» - ротик закрывается.

 

«Блинчик»

Высовываем язычок и губками «шлепаем» по язычку. Проговаривая: «пя-пя-пя»

«Волшебные дверки»

Покажите вашему малышу его губки. Говорим: «Раз-два-три и губки улыбаются». Затем снова повторяем: «раз-два-три» - и губки вытягиваются вперед»

«Окошечко»

Открываем ротик, произнося звук «О». И удерживаем эту позу в течении 3-5 секунд

 

 

«Вкуснятина»

Приоткрыть рот, облизывая верхнюю губу, а затем нижнюю губу.

 

«Качели»

Широко открыть рот и, улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы, а потом поднять его за верхние зубы

«Лопаточка»

Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Держать язычок в таком положении 5-10 секунд.

 

«Пузырь»

Надуть щечки, пальчиками с двух сторон дотронуться до щечек и сдуть пузырь

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Первый этап  – работа над словами-звукоподражателями.

В результате многолетней коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста у авторов сформировался определенный взгляд на использование предметных и сюжетных картинок, сопровождающих речевые занятия с детьми.

Мы рекомендуем руководить первым рассматриванием картинки ребенком таким образом: сначала логопед или другой взрослый показывает изображение предмета, животного или человека, обводя пальцем наиболее значимые детали, а затем, тоже самое, он делает с помощью пальчика ребенка.

Помощь при рассматривании картинки может быть различной и зависит от уровня познавательного развития и особенностей внимания малыша, а также задач, решаемых педагогом или родителями.

Обратите внимание!

Изображаемый объект сначала называем словом, и только после этого произносится звукоподражание, восклицание, лепетное слово. Например, рассматривая с ребенком картинку «самолет», следует говорить: «Это самолет. Самолет летит, самолет гудит «У-У-У.». Полезно предлагать ребенку не один вариант названия предмета, но и другие варианты; а также приводить словосочетания с этим словом. К примеру: кот – котик; кошка – киса – котик.

При названии действия, изображенного на картинке, следует обязательно указывать, какой предмет производит действие: Шарик лопнул – «Бах!», а не просто «Бах!»

Взрослый, озвучивая картинки, «оживляет» их и обращает внимание на изображение звука или речи. Малыш сначала произносит звуки, звукоподражание, слова вместе со взрослым, а затем начинает это делать самостоятельно. Обыгрывая ситуации, изображенные на картинках, помогает ребенку усвоить некоторые знания об окружающем мире, содействует развитию у него произносительных и речевых навыков:

КАРТИНКИ

Речевой материал, произносимый взрослым

Речь ребенка


Самолет

 

Кукла

 

Вода

 

Ветер

 

Поезд

 

Ребенок стучит на барабане

 

Ребенок играет в мяч


Самолет летит, самолет гудит-

 

Кате спать пора-

 

Водичка льется-

 

Дует, дует ветерок

 

Поезд едет –

 

Мальчик стучит в барабан

 

Мячик скачет-

 


У-У-У

 

А-А-А

 

С-С-С

 

Ф-Ф-Ф

 

ТУ-ТУ, -У
ЧУХ-ЧУХ

ТА-ТА

 

ОП-ОП-ОП

 

Второй этап - работа над словом

Данный этап начинается, как правило, с работы над именами собственными.

Например, ребенок может произнести звуки «А, ня» - это слово Аня.

Далее мы выстраиваем цепочку слов, где каждое последующее слово отличается от предыдущего на один звук:

«Аня-Таня-Ваня-Даня-Маня-Маша-Даша-Дана» и т.п.

(В начале ваш малыш будет эти слова произносить по слогам, но затем пауза между слогами исчезнет, и слово буде произноситься целиком).

Подобным образом строится работа над дальнейшим расширением активного словаря - от простых слов к более сложным.

Важным этапом в развитии речи является раннее введение в речь ребенка глаголов, возможно даже в лепетном варианте. Главное, что соединяя глагол с существительным (даже если оба эти слова лишь лепетные слова), мы получаем ФРАЗУ.

Мы предлагаем на самом первом этапе появления фразы следующие игры.

 

Игра 1.

На столе стоят игрушки, названия (имена) которых ребенок может произнести (например: куклы Аня, Таня, собака Ав-Ав, киска МЯУ и т.п.).

Куклы повернуты спиной к ребенку.

- Ребенок зовет: «Аня!»

(кукла поварачивается)

Ребенок: «Иди ко мне!»

(кукла идет, а ребенок озвучивает: «топ-топ»)

Ребенок: «Аня, я дам мяч» (отдает мяч)

Или: «Таня!» (показывает чашку) «Тут вода. На, Таня, пей»

 

Игра 2 «Кукла на прогулке»

Ребенок: «Аня, иди гулять. Одень кофту, брюки, одень шапку, одень юбку».

Аня идет гулять. «Топ, топ, топ».

(кукла падает)

«Аня, бах!» «Аня упала».

«Ане больно. Рука болит, нога болит, нос болит, ухо болит.

Аня, иди спать».

Следует отметить, что одной из главных проблем в появлении фразовой речи у детей с задержкой речевого развития, является очень слабая слуховая  память ребенка. Зачастую, даже самые легкие фразы, такие как «Аня, иди», «Оля, спи», могут вызывать большие трудности в запоминании, а, следовательно, и в воспроизведении. Поэтому, необходимо как можно скорее вводить в речь ребенка короткие стихи, попевки.

 С этой целью логопедами Центра «Восточный» был придуман и адаптирован материал стихов и сказок, в котором практически все слова могут быть произнесены детьми с первым уровнем речевого развития (курсивом отмечаются слова, которые могут вызвать трудности в произношении, и такие слова рекомендуется проговаривать отраженно вместе с логопедом). В скобках указываются варианты произношения слов, которые могут вызвать затруднения в произношении.

1.     Пальчиковая игра «Пальчик»

(Пальцы сжаты в кулак .По очереди раскрываются пальчики)

Это папа,

Это мама,

Это дед,

Это баба,

     Это я!

 

2.     Я пеку-пеку-пеку,

Ане дам я пирогу,

Маме дам, папе дам, бабе дам, деду дам.

 

3. Таня, Таня, где ты?

 Я тебя ищу.

Таня, Таня, где ты?

Я тебе спою -

АУ!

 

5.Это мак,

  Это кот,

  Это мяч,

  Это сок,

  Это ты,

  Это я,

Это мама моя.

 

7. (Исходное положение - руки на поясе. Наклоны в сторону)

Тик-так, тик-так,

Аня (другое имя),  делай так -

Руки вверх, руки вниз,

Аня, Аня, повернись.

Ноги топ, топ, топ,

Руки хлоп, хлоп, хлоп.

 

4.Подвижная игра «Гуси»

Гуси, гуси га-га-га.

Пить хотите ? да-да-да.

Ну, летите (гуси полетели): га-га-га,

Будем (надо) пить клю-клю-клю_

Будем (надо) спать (спят)

Встали и идем опять гулять (летают и гогочут).

Волк идет -

Ой! Ой! Ой!,

     Беги домой

 

Адаптированные сказки

 

«Теремок»

Вот дом (теремок). Идет Пи-пи-пи (мышка): «Тук, тук. Кто тут?

Я буду тут (жить)».

Идет ква-ква (лягушка): Кто тут?

- Я пи-пи. (Я мышка) А ты кто?

-Я ква-ква (Я лягушка)

- Иди ко мне.

Идет зая (зайчик): Тук-тук. Кто тут?

- Я пи-пи (мышка).

- Я ква-ква (лягушка)

- Ты кто?

- Я зая

- Иди к нам.

Аналогично строятся фразы при встрече героев с волком, лисой, медведем.

 

«Репка»

Это дед. Это репа. Репа большая.

Дед тянет-тянет репу.

- Эй, баба, иди, помоги репу тянуть.

Баба идет. Топ-топ-топ.

Дед тянет, баба тянет репу.

- Катя, иди, помоги репу тянуть. Катя идет топ-топ-топ.

Дед тянет, баба тянет, Катя тянет

Аналогично строится речевая работа с остальными персонажами сказки: собакой (пес), кошкой (киса), мышкой (пи-пи).

После того, как герои вытянули репку, ребенок объясняет, зачем герои тянули репку: «Дед будет кушать репу, баба будет кушать репу. Киса не будет кушать репу. Киса любит молоко, мясо, рыбу».

 

«Маша и медведь»

Вот Маша. Вот Баба. Вот Дед.

Маша идет (топ-топ). Идет гулять . Идет гулять в лес.

Там (в лесу) стоит дом. Дом большой.

В доме живет Мишка. Мишка добрый.

Маша говорит: Пусти меня. Я хочу  домой идти.  Мишка говорит: Нет, Маша, я тебе не пущу. Дом большой. Ты будешь тут жить.

Маша готовит кашу, суп. Моет полы, посуду. Мишка ест кашу, суп. Маша ест кашу, суп.

Маша плачет. Маша хочет домой. Хочет идти к бабе, к деду.

Думала Маша, думала и придумала.  Напекла  Маша пирогов. Просит: Мишка, неси пирог деду и бабе.

- Да, я дам пирог бабе и деду.

Маша села в корзину.

Мишка идет и пироги несет

- Сяду на пенек, буду есть пирог.

- Мишка, нельзя кушать пирог,  неси бабе и деду.  

Принес Миша пироги деду и бабе

Рады все. Стали пить чаи. Есть пирог


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS