Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Призвание: детский нейропсихолог

О своей работе она говорит так: "50% нашего бодрствования мы проводим на работе. И если не интересно то, что ты делаешь на работе, то полжизни выкинуто. Поэтому очень важно, чтобы было интересно. Нейропсихология как раз такая область науки и практики, в которой очень интересно".

Татьяна Васильевна Ахутина - доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ, заведующая научно-методической лабораторией проблем трудностей обучения и СДВГ МГППУ (с 2006 г.), ученица Александра Романовича Лурия. О том, как она пришла в нейропсихологию, она рассказывает в интервью, записанном на факультете психологии образования МГППУ.

Обучаясь на дефектологическом факультете Ленинского пединститута (сейчас - Московский Педагогический Государственный Университет (МГПИ им. Ленина)), она проходила практику в Институте нейрохирургии им. Бурденко, где включилась в логопедическую и нейропсихологическую работу в лаборатории нейропсихологии, возглавляемой Лурия. Кроме того, уже обучаясь в аспирантуре, Татьяна Васильевна параллельно занялась психолингвистикой и стала работать в Научно-методическом Центре русского языка при МГУ под руководством Алексея Алексеевича Леонтьева.

С 1972 года Татьяна Васильевна - сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1989 году защитила докторскую диссертацию, отраженную в книге "Порождение речи. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса". В настоящее время Т.В. Ахутина активно работает над проблемами детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения. Она - автор ряда методик нейропсихологической диагностики и коррекции развития детей, многократно переизданных пособий по коррекционно-развивающему обучению. Татьяна Васильевна руководит Инновационным образовательным проектом «Профилактика и преодоление трудностей обучения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)».

Работа с детьми по методикам Ахутиной и ее соавторов происходит в зоне ближайшего развития: взрослый, видя, что какой-то компонент психической деятельности ребенка развит недостаточно, начинает работать с ним и организует совместную деятельность с ребенком таким образом, чтобы сначала взять на себя часть функций, а потом постепенно передать их ребенку, позволяя ему развить свое слабое звено.

Своим главным научным достижением Т.В. Ахутина считает продолжение традиций школы Лурии и Выготского. Имена Лурии и Выготского известны во всем мире, и Татьяну Васильевну часто приглашают участвовать в различных конференциях, семинарах, читать лекции по всему миру. Сегодня нейропсихология и психолингвистика являются одними из ключевых составляющих нового, активно развивающегося направления - когнитивной нейронауки, объединяющей ряд классических наук, таких как психология, медицина, математика, философия, и так далее.

О своем научном пути Татьяна Васильевна расскажет в четверг 1 декабря 2011 г. на очередном заседании Московского семинара по когнитивной науке.

 

Книги Т.В. Ахутиной.

Полный список публикаций (с 1967 по 2011 гг.).

Т.В. Ахутина в прессе:

Выступления на конференциях:

Лекции проф. Ахутиной:

  • Публичная лекция Т.В.Ахутиной и Т.Ю.Хотылевой

 

  • Как помочь детям с трудностями обучения и синдромом дефицита внимания и гиперактивности: нейропсихологический подход

 


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS