О своей работе она говорит так: "50% нашего бодрствования мы проводим на работе. И если не интересно то, что ты делаешь на работе, то полжизни выкинуто. Поэтому очень важно, чтобы было интересно. Нейропсихология как раз такая область науки и практики, в которой очень интересно".
Татьяна Васильевна Ахутина - доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ, заведующая научно-методической лабораторией проблем трудностей обучения и СДВГ МГППУ (с 2006 г.), ученица Александра Романовича Лурия. О том, как она пришла в нейропсихологию, она рассказывает в интервью, записанном на факультете психологии образования МГППУ.
Обучаясь на дефектологическом факультете Ленинского пединститута (сейчас - Московский Педагогический Государственный Университет (МГПИ им. Ленина)), она проходила практику в Институте нейрохирургии им. Бурденко, где включилась в логопедическую и нейропсихологическую работу в лаборатории нейропсихологии, возглавляемой Лурия. Кроме того, уже обучаясь в аспирантуре, Татьяна Васильевна параллельно занялась психолингвистикой и стала работать в Научно-методическом Центре русского языка при МГУ под руководством Алексея Алексеевича Леонтьева.
С 1972 года Татьяна Васильевна - сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1989 году защитила докторскую диссертацию, отраженную в книге "Порождение речи. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса". В настоящее время Т.В. Ахутина активно работает над проблемами детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения. Она - автор ряда методик нейропсихологической диагностики и коррекции развития детей, многократно переизданных пособий по коррекционно-развивающему обучению. Татьяна Васильевна руководит Инновационным образовательным проектом «Профилактика и преодоление трудностей обучения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)».
Работа с детьми по методикам Ахутиной и ее соавторов происходит в зоне ближайшего развития: взрослый, видя, что какой-то компонент психической деятельности ребенка развит недостаточно, начинает работать с ним и организует совместную деятельность с ребенком таким образом, чтобы сначала взять на себя часть функций, а потом постепенно передать их ребенку, позволяя ему развить свое слабое звено.
Своим главным научным достижением Т.В. Ахутина считает продолжение традиций школы Лурии и Выготского. Имена Лурии и Выготского известны во всем мире, и Татьяну Васильевну часто приглашают участвовать в различных конференциях, семинарах, читать лекции по всему миру. Сегодня нейропсихология и психолингвистика являются одними из ключевых составляющих нового, активно развивающегося направления - когнитивной нейронауки, объединяющей ряд классических наук, таких как психология, медицина, математика, философия, и так далее.
О своем научном пути Татьяна Васильевна расскажет в четверг 1 декабря 2011 г. на очередном заседании Московского семинара по когнитивной науке.
Книги Т.В. Ахутиной.
Полный список публикаций (с 1967 по 2011 гг.).
Т.В. Ахутина в прессе:
-
интервью факультету психологиии образования МГППУ
-
ответы на вопросы о проблеме левшества на онлайн-конференции "Левша: держась за мир другой рукой"
-
статья "Дети с трудностями учения" и интервью "Как учить с гиперактивным ребенком уроки" - об особенностях обучения детей с СДВГ
Выступления на конференциях:
-
доклад «О роли развивающего движения в психоэмоциональном становлении ребенка» (скачать аудиозапись доклада) на круглом столе «Психолог и родители: диалог в интересах ребенка»
Лекции проф. Ахутиной:
- Публичная лекция Т.В.Ахутиной и Т.Ю.Хотылевой
-
Как помочь детям с трудностями обучения и синдромом дефицита внимания и гиперактивности: нейропсихологический подход