Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Психология дарения и получения подарков

Обмен подарками может показать, что люди думают о других, что они ценят и любят, и как они строят и поддерживают отношения. Исследователи изучают различные аспекты подарков, например, как дарители выбирают подарки, как подарки используются получателями, и как подарки могут повлиять на отношения между дарящими и получающими.

Симпозиум "Психология дарения и получения подарков" (The Psychology of Gift Giving and Receiving) будет проходить в рамках Ежегодного конгресса Общества психологии личности и социальной психологии в Лонг-Бич, штат Калифорния.

Проблемы "придирчивых" получателей

По данным недавнего опроса, люди становятся все более избирательными в отношении того, что они хотели бы получить в подарок. Исследователи Андонг Ченг, Мэг Мэлоу, и Эван Полман опросили 7466 покупателей рождественских распродаж в 2013 году. Они обнаружили, что 39% из предметов, которые опрошенные покупатели приобрели, были для людей, которых они считают "разборчивыми". В то время как большинство из нас может ходить по магазинам за подарками для разборчивых друзей, мы очень мало знаем о том, как люди справляются с задачей по поиску подарков для придирчивого пользователя.

Ченг и ее коллеги подтвердили, что покупатели менее мотивированы, и, вероятно, используют стратегии снижения усилий при выборе подарков для людей, которые, по их мнению, могут быть разборчивыми. Дарители в последнее время выбирают подарочные карты, или отказываются от подарка для придирчивого получателя вообще.

Согласно проведенному исследованию, есть положительные аспекты в том, чтобы быть разборчивым: если у вас есть конкретные желания, вы с большей вероятностью получите тот подарок, который вы и хотели. Менее придирчивые люди имеют более высокий шанс получения предметов, которые они не хотят, в то время как придирчивые получатели чаще получают то, что им нужно.

Восприятие подарочных карт

Выбор подарка может быть очень трудным, а если вы будете дарить деньги, такой подарок сочтут обезличенным. Челси Гелион и Томас Гилович изучают, как люди воспринимают и тратят подарочные карты.

Ведущий исследователь Челси Гелион объясняет: «В то время как подарочные карты технически могут быть использованы для покупки повседневных вещей, таких как учебники или бумажные полотенца, мы скорее воспримем это как злоупотребление картой. При оплате с подарочной карты люди отказаться от покупки бытовых предметов в пользу покупки каких-то приятных мелочей».

Исследование Гелион и ее коллег показало, что, когда люди получают в подарок карту, они чаще планируют купить на нее какие-либо предметы роскоши, которые предназначены, чтобы принести удовольствие, в сравнении с использованием кредитных карт или наличных за покупки. Когда люди получают в подарок подарочную карту вместо наличных денег, они чувствуют себя вправе купить что-нибудь необычное.

По Гелион, получатели используют подарочные карты для "подарка" себе предметов, которые они в обычных условиях не стали бы покупать. «Мы считаем, что это потому, что люди испытывают меньше вины при оплате подарочной картой, по сравнению с кредитными картами или наличными», – говорит Гелион.

Индивидуальные подарки: хорошо или плохо?

Дарители, как правило, выбирают подарки, которые персонализированы для получателя, но менее универсальны, чем то, что получатель хотели бы получить, согласно новому исследованию Мэри Штеффель, Эланор Уильямс и Робин ЛеБеф.

Это несоответствие возникает потому, что дарители имеют тенденцию сосредотачиваться на стабильных чертах получателей, а не их спонтанных и актуальных желаниях и потребностях. "Дарящие, как правило, сосредоточены на том, каковы получатели, вместо того, что бы они хотели в подарок. Это может привести их к покупке подарков, которые персонализированы, но не очень разносторонни", – говорит ведущий исследователь Мэри Штеффель.

Тенденция выбирать слишком конкретные подарки может привести к тому, что подарок не будет использоваться и станет просто пылиться на полке. "Получатели дольше думают, как потратить подарочные карты, которые могут быть использованы только в конкретном магазине или которые включают несколько вариантов того, как они должны быть использованы, чем подарочные карты, которые могут быть использованы в любом месте. Дарящие об этом не догадываются и предпочитают вручать конкретные карты", – сказала Штеффель.

Материальные подарки или приключения?

У людей часто возникают мучительные проблемы с выбором подарка для своих друзей, что приводит к огромному числу виш-листов, списков 10 лучших подарков и онлайн-рекомендаций по выбору подарков, которые направлены на улучшение ваших отношений с получателем подарка. Исследователи Синди Чан и Кэсси Могильнер предлагают простое и удобное руководство: «Для того, чтобы ваш друг, супруг, или член семьи мог почувствовать себя ближе к вам, подарите ему впечатления», – говорит Чан.

Эксперименты по исследованию реальных и гипотетических обменов подарками в реальной жизни показывают, что впечатления в подарок могут намного сильнее улучшить отношения, чем материальные подарки, независимо от того, используется ли подарок вместе или нет.

По данным исследования Чан и Могильнер, улучшение отношений с получателями подарков-впечатлений являются следствием эмоций, переживаемых при использовании подарка, а не во время их получения. Впечатления в подарок, таким образом, являются очень эффективной формой инвестиций в межличностные отношения, и может иметь большее влияние на улучшение отношений между дарителем и получателем.

 

Литература:

  • "Picking Gifts for Picky People: Strategies and Outcomes" Andong Cheng, Meg Meloy, Evan Polman
  • "Giver-Recipient Discrepancies Contribute to Gift Card Non-Redemption" Mary Steffel, Elanor F. Williams, Robyn A. LeBoeuf
  • "Mental Accounting and Gift Card Spending" Chelsea Helion, Thomas D. Gilovich
  • "Experiential Gifts Foster Stronger Relationships Than Material Gifts" Cindy Chan, Cassie Mogilner

 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017