Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Психология дарения и получения подарков

Обмен подарками может показать, что люди думают о других, что они ценят и любят, и как они строят и поддерживают отношения. Исследователи изучают различные аспекты подарков, например, как дарители выбирают подарки, как подарки используются получателями, и как подарки могут повлиять на отношения между дарящими и получающими.

Симпозиум "Психология дарения и получения подарков" (The Psychology of Gift Giving and Receiving) будет проходить в рамках Ежегодного конгресса Общества психологии личности и социальной психологии в Лонг-Бич, штат Калифорния.

Проблемы "придирчивых" получателей

По данным недавнего опроса, люди становятся все более избирательными в отношении того, что они хотели бы получить в подарок. Исследователи Андонг Ченг, Мэг Мэлоу, и Эван Полман опросили 7466 покупателей рождественских распродаж в 2013 году. Они обнаружили, что 39% из предметов, которые опрошенные покупатели приобрели, были для людей, которых они считают "разборчивыми". В то время как большинство из нас может ходить по магазинам за подарками для разборчивых друзей, мы очень мало знаем о том, как люди справляются с задачей по поиску подарков для придирчивого пользователя.

Ченг и ее коллеги подтвердили, что покупатели менее мотивированы, и, вероятно, используют стратегии снижения усилий при выборе подарков для людей, которые, по их мнению, могут быть разборчивыми. Дарители в последнее время выбирают подарочные карты, или отказываются от подарка для придирчивого получателя вообще.

Согласно проведенному исследованию, есть положительные аспекты в том, чтобы быть разборчивым: если у вас есть конкретные желания, вы с большей вероятностью получите тот подарок, который вы и хотели. Менее придирчивые люди имеют более высокий шанс получения предметов, которые они не хотят, в то время как придирчивые получатели чаще получают то, что им нужно.

Восприятие подарочных карт

Выбор подарка может быть очень трудным, а если вы будете дарить деньги, такой подарок сочтут обезличенным. Челси Гелион и Томас Гилович изучают, как люди воспринимают и тратят подарочные карты.

Ведущий исследователь Челси Гелион объясняет: «В то время как подарочные карты технически могут быть использованы для покупки повседневных вещей, таких как учебники или бумажные полотенца, мы скорее воспримем это как злоупотребление картой. При оплате с подарочной карты люди отказаться от покупки бытовых предметов в пользу покупки каких-то приятных мелочей».

Исследование Гелион и ее коллег показало, что, когда люди получают в подарок карту, они чаще планируют купить на нее какие-либо предметы роскоши, которые предназначены, чтобы принести удовольствие, в сравнении с использованием кредитных карт или наличных за покупки. Когда люди получают в подарок подарочную карту вместо наличных денег, они чувствуют себя вправе купить что-нибудь необычное.

По Гелион, получатели используют подарочные карты для "подарка" себе предметов, которые они в обычных условиях не стали бы покупать. «Мы считаем, что это потому, что люди испытывают меньше вины при оплате подарочной картой, по сравнению с кредитными картами или наличными», – говорит Гелион.

Индивидуальные подарки: хорошо или плохо?

Дарители, как правило, выбирают подарки, которые персонализированы для получателя, но менее универсальны, чем то, что получатель хотели бы получить, согласно новому исследованию Мэри Штеффель, Эланор Уильямс и Робин ЛеБеф.

Это несоответствие возникает потому, что дарители имеют тенденцию сосредотачиваться на стабильных чертах получателей, а не их спонтанных и актуальных желаниях и потребностях. "Дарящие, как правило, сосредоточены на том, каковы получатели, вместо того, что бы они хотели в подарок. Это может привести их к покупке подарков, которые персонализированы, но не очень разносторонни", – говорит ведущий исследователь Мэри Штеффель.

Тенденция выбирать слишком конкретные подарки может привести к тому, что подарок не будет использоваться и станет просто пылиться на полке. "Получатели дольше думают, как потратить подарочные карты, которые могут быть использованы только в конкретном магазине или которые включают несколько вариантов того, как они должны быть использованы, чем подарочные карты, которые могут быть использованы в любом месте. Дарящие об этом не догадываются и предпочитают вручать конкретные карты", – сказала Штеффель.

Материальные подарки или приключения?

У людей часто возникают мучительные проблемы с выбором подарка для своих друзей, что приводит к огромному числу виш-листов, списков 10 лучших подарков и онлайн-рекомендаций по выбору подарков, которые направлены на улучшение ваших отношений с получателем подарка. Исследователи Синди Чан и Кэсси Могильнер предлагают простое и удобное руководство: «Для того, чтобы ваш друг, супруг, или член семьи мог почувствовать себя ближе к вам, подарите ему впечатления», – говорит Чан.

Эксперименты по исследованию реальных и гипотетических обменов подарками в реальной жизни показывают, что впечатления в подарок могут намного сильнее улучшить отношения, чем материальные подарки, независимо от того, используется ли подарок вместе или нет.

По данным исследования Чан и Могильнер, улучшение отношений с получателями подарков-впечатлений являются следствием эмоций, переживаемых при использовании подарка, а не во время их получения. Впечатления в подарок, таким образом, являются очень эффективной формой инвестиций в межличностные отношения, и может иметь большее влияние на улучшение отношений между дарителем и получателем.

 

Литература:

  • "Picking Gifts for Picky People: Strategies and Outcomes" Andong Cheng, Meg Meloy, Evan Polman
  • "Giver-Recipient Discrepancies Contribute to Gift Card Non-Redemption" Mary Steffel, Elanor F. Williams, Robyn A. LeBoeuf
  • "Mental Accounting and Gift Card Spending" Chelsea Helion, Thomas D. Gilovich
  • "Experiential Gifts Foster Stronger Relationships Than Material Gifts" Cindy Chan, Cassie Mogilner

 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS