Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Исследования мозга помогут понять, как бедность влияет на успеваемость

Американские ученые обнаружили, что у детей, живущих в бедности, количество серого вещества в важнейших областях головного мозга может быть меньше на 20% по сравнению с детьми из обеспеченных семей. Ученые обследовали мозг 389 типично развивающихся детей и подростков в возрасте от 4 до 22 лет и выяснили, что меньше всего серого вещества было у детей из семей, живущих за чертой бедности. У детей из малообеспеченных семей, чей доход в полтора раза превышает уровень бедности, также показывает существенные структурные изменения по сравнению с мозгом у детей из семей с высоким доходом, хотя эта разница не так критична. При этом ученые не обнаружили никаких существенных особенностей у детей из семей, чей доход превышает порог бедности в полтора-два раза. Ранее они выяснили, что при рождении существенных различий в строении мозга у детей нет, явно выраженные различия начинают проявляться в 3-4 года.

Оказалось, что у детей, растущих в нищете, страдают три участка мозга, влияющие на академическую успеваемость. Это лобная доля, которая отвечает за внимание, торможение и проявление эмоций, а также влияет на сложное обучение; височная доля, от которой зависят память и овладение языком, например, изучение алфавита и понимание смысла слов; и гиппокамп, обрабатывающий обрабатывает пространственную и контекстную информацию и связанный с долгосрочной памятью.

Объем серого вещества у детей из семей, живущих за чертой бедности, отставал от нормы на 7-10%. У детей из семей, чей доход был на уровне черты бедности или превышал ее не более, чем в полтора раза, этот разрыв составил 3-4%. В среднем, дети из малообеспеченных семей показали более низкие результаты стандартизованных тестах: тесте интеллекта Векслера и тесте Вудкока-Джонсона.

В своем исследовании ученые постарались исключить влияние факторов, непосредственно влияющих на развитие мозга, таких как как низкий вес при рождении, воздействие свинца, рискованная беременность или наличие психиатрических диагнозов в семье. Дети, попадающие в эти категории, в исследовании не участвовали. Кроме того, исследовались семьи с приблизительно одинаковым уровнем образования, независимо от экономической ситуации.

Данное исследование не позволяет определить, как именно нищета влияет на развитие мозга. Этот вопрос еще ждет своих исследователей. Тем не менее, высказывается предположение, что важную роль играет стресс и отношения между взрослыми.

Авторы исследования отмечают, что такие результаты не являются приговором для детей из малообеспеченных семей: мозг развивается в течение длительного периода, структурные изменения в нем происходят до 20 лет. Возможно, своевременное вмешательство и создание более благоприятной среды поможет преодолеть зависимость низкой успеваемости от бедности.

Источник: edsource.org

Литература:

  • Hair N.L., Hanson J.L., Wolfe B.L., Pollak S.D. (2015) Association of Child Poverty, Brain Development, and Academic Achievement. JAMA Pediatr. Published online July 20

 
Медиа: обзоры
Нарушение сна. Часть 2. Причины нарушения сна. видео 27 ноября 2019

Нарушение сна. Часть 2. Причины нарушения сна.

Что такое нарушение сна? Виды нарушения сна. Классические методы борьбы с нарушением. видео 19 ноября 2019

Что такое нарушение сна? Виды нарушения сна. Классические методы борьбы с нарушением.

Обмен жизнями: Алёна Ширина и Олег Максимов видео 15 ноября 2019

Обмен жизнями: Алёна Ширина и Олег Максимов

Невроз. Виды неврозов. Причины формирования невротических расстройств видео 7 ноября 2019

Невроз. Виды неврозов. Причины формирования невротических расстройств

VI Международный конгресс ISCAR 2020 видео 1 ноября 2019

VI Международный конгресс ISCAR 2020

Все медиа-обзоры  |  RSS