Тролли в интернете являются разрушительными, воинственными и неприятными персонажами, которые портят настроение окружающим и превращают любую дискуссию в бессмысленный поток провокаций и оскорблений.
Однако при определенных обстоятельствах любой человек может превратиться в тролля. Это показало недавнее совместное исследование ученых Стэнфорда и Корнелла (последний входит в элитную Лигу плюща) опубликованное в рамках предстоящей в 2017 году конференции по социальным сетям (CSCW 2017 г.).
«Мы хотели понять, почему троллинг настолько распространен сегодня», — сказал Джастин Ченг (Justin Cheng), исследователь в Стэнфордском университете и ведущий автор статьи.
Вдохновившись методами социальной психологии, Ченг с коллегами попытался выяснить, является ли склонность к троллингу врожденной характеристикой или это ситуативные факторы влияют на людей так, что они действуют как тролли. Благодаря сочетанию экспериментов, анализа данных и машинного обучения, исследователи определили ряд причин, которые с большей вероятностью могут сделать тролля из среднестатистического человека.
Иными словами, тролль живет в каждом из нас, нужно лишь знать за какие ниточки потянуть.
Эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе 667 добровольных участников разделили на группы и попросили пройти тесты трех уровней сложности (очень легкий, средний и очень сложный). После этого участников попросили заполнить специальную анкету для выяснения испытуемых ими эмоций (гнев, усталость, чувство подавленности и напряжение), определяющих общее настроение. Настроение участников, выполнивших сложный тест, ожидаемо оказалось хуже, нежели тех, кому достался более легкое задание. После этого их попросили прочитать статью и поучаствовать в ее обсуждении. При этом некоторым участникам в самом верху секции с комментариями демонстрировались провокационные сообщения, а другим – нейтральные.
Затем два независимых эксперта, используя множество критериев (переходы на личности, оскорбления и т.д.), взялись оценивать комментарии участников эксперимента на предмет троллинга. Примерно 35% участников, которые прошли легкий тест и видели нейтральные комментарии, оставили провокационные сообщения. В случае участников, которым дали тест посложнее и показали комментарии других троллей, доля гневных комментариев составила 50%. Ну и последняя группа, проходившая самый сложный тест и читавшая сообщения троллей, продемонстрировала пугающий результат – 68% участников оставили сообщения провокационного характера.
Так исследователи выяснили, что плохое настроение и воздействие окружающих могут запустить «режим тролля».
Вторым этапом была подкрепление результатов наблюдения дополнительными доказательствами, полученными в реальности. Для этого исследователи обработали обезличенные данные с комментариями, публикуемыми на сайте CNN с 2012 года. В выборку попало более 200 тыс. тем с более 26 млн. комментариями, которые оставили около 1,16 млн пользователей. Оценить настроение в данном случае не представлялось возможным, поэтому ученые пошли другим путем. Предыдущее исследование показало, что настроение зависит от дня недели и времени суток.
Наибольшее внимание исследование обратили на нежелательные комментарии и сообщения, получившие наибольше число голосов «против» от других пользователей. Большинство комментариев со всеми признаками троллинга были оставлены в начале недели и в позднее время суток, когда люди чаще всего пребывают не в самом лучшем расположении духа. То есть, даже самые доброжелательные и адекватные пользователи могут иногда вспылить после неудачного и тяжелого рабочего дня.
«Это спираль негатива», объяснил Юри Лесковец (Jure Leskovec), доцент кафедры информатики в Стэнфордском университете и старший автор исследования. Порочный круг, когда одни «заражают» троллингом других, другие третьих и т.д. Но это вовсе не отменяет тот факт, что некоторые личности более подвержены этой «хвори», нежели другие. Практически на каждом сайте (и наш здесь не исключение) можно найти неисправимых матерых троллей с многолетним стажем.
Вместе с тем, исследователи убеждены, что их наблюдения помогут интернет-сообществам держать троллинг в узде. «Понимание того, что на самом деле определяет антисоциальное поведение в сети, имеет важное значение, если мы хотим улучшить качество интернет-дискуссий», — сказал Кристиан Данеску-Никулеску-Мизил (Cristian Danescu-Niculescu-Mizil), доцент кафедры информатики в университете Корнелла и соавтор статьи. — «Определение лежащих в основе причинных механизмов могло бы облегчить проектирование систем, которые способствуют улучшению качества онлайн-дискуссии и могут помочь более эффективно модерировать троллинг».
«Сегодня многие новостные сайты удалили возможность комментирования, потому что они думают, что троллинг препятствует нормальной дискуссии и обсуждению. Понимание истинных причин антисоциального поведения является ключевым для восстановления нормальной обстановки», — говорит Майкл Бернштейн, доцент кафедры информатики в Стэнфорде, еще один соавтор статьи.
В будущем вполне могут появиться такие защитные меры, как временные блокировки пользователей с сообщениями, отмеченными как «неуместные», автоматические уведомления потенциально провокационных сообщений для модераторов и более активное использование «скрытой блокировки», когда пользователи не знают, что другие не видят их сообщения.
Маловероятно, что язвительные и провокационные комментарии когда-нибудь исчезнут как явление, но случаи, когда адекватные пользователи, поневоле становятся заложниками троллинга, определенно будут происходить реже.
Данное исследование было поддержано Microsoft, Google, National Science Foundation, Army Research Office, US Department of Defense, Stanford Data Science Initiative, Boeing, Lightspeed, SAP и Volkswagen.