Переход от пристального изучения факторов риска к включению защитных факторов в анализ процесса развития ребенка происходил в течение последних десятилетий, подпитываясь идеями из нескольких источников.
Работы Аарона Антоновски (1979, 1987, 1996) пролили свет на факторы, делающие вклад в развитие здоровых сбалансированных отношений между психологически благополучными людьми. В 1978 он сформулировал концепцию «салютогенеза» - действия факторов здоровья – в противовес патогенезу – факторам, вызывающим нарушения. В его модели ключевым является «чувство согласованности», состоящее из трех элементов:
- понимания проблемной ситуации,
- веры в возможность найти выход из нее,
- поиска смысла в активном применении решений проблемы.
Антоновски разработал методику для измерения «чувства согласованности», которая нашла применение во многих странах. Идея салютогенеза оказалась очень плодотворной в работе с детьми.
Работа Вернера и Смита в Кауаи (1977, 1982, 1992) стоит в ряду классических исследований семьи и детства. Это было лонгитюдное исследование, охватившее всех детей, рожденных на Кауаи в 1955, в возрасте одного года, десяти и восемнадцати лет. Контрольное обследование было проведено, когда участникам исследования уже было более тридцати лет. Из-за сложной культурной и экономической ситуации, а также распространенности социальных и эмоциональных проблем испытуемые, бесспорно, относились к категории «социально и психологически незащищенных». Вопреки этому, исследование показало, что не меньше трети испытуемых вполне эффективно справлялись с проблемами. Результаты этого исследования привлекли внимание к факторам, делающим положительный вклад в развитие ребенка, рожденного в неблагоприятных условиях.
Модель Антоновски имеет много общего с факторами, которые Руттер (1985) связывает с понятием жизнестойкости: чувствами собственного достоинства и уверенности, верой в способность достичь результата, способностью адаптироваться к переменам. Идея жизнестойкости подразумевает, что дети могут оптимальным образом реализовывать свой потенциал развития, даже если внешние обстоятельства далеки от благоприятных.
Жизнестойкость (resilience) определяется как способность человека возвращаться к кормальному состоянию после потрясений, своеобразная «упругость» – способность «гнуться, но не сломаться» (Fraser, 1997). Очевидно, что одни люди более жизнестойки, чем другие. Но жизнестойкость – это не фиксированное качество, а, скорее, динамический процесс, по-разному действующий на разных этапах жизни. Один и тот же ребенок может устоять перед негативным влиянием одного события, но сильно пострадать от другого. Поэтому нельзя установить однозначное соответствие между детскими травматическими переживаниями и реакцией на стрессовые ситуации во взрослом возрасте (Higgins, 1994).
Вполне логично рассматривать жизнестойкость не саму по себе, а относительно определенных рисков. К факторам риска относят обстоятельства, увеличивающие вероятность дезадаптации: личностные особенности (например, пол, наследственность, заболевания), специфику ближайшего окружения и широкий социальный контекст, вплоть до войн, революций и др. Все эти факторы могут оказывать и прямое, и косвенное влияние.
Совместное действие многих факторов риска при недостатке защитных факторов, приводит к так называемым кластерным эффектам, отличным от стрессовых, критических событий, имеющих начало и конец, таких как беременность или переезд. Это срыв адаптации, про который в быту говорят: «Накопилось». Исследования обнаружили нелинейную корреляцию между количеством факторов риска и вероятностью негативного исхода, усиливающуюся, когда одновременно присутствует более 4 факторов риска.
Анализ процесса реализации риска (risk process) включает в себя учет и актуально действующих, и потенциальных рисков. Kirby and Fraser (1997: 13) описывают его следующим образом:
Анализ еще больше усложняется существованием «цепочек накопления риска» (risk chains) – специфики физического и психологического развития ребенка на текущем этапе жизни, которая вероятно сделает его более уязвимым в более старшем возрасте или в новых условиях, в которые ему предстоит попасть.
Приведем пример комплексного исследования защитных факторов, выполненного Barrett (2003). Изучая специфику родительства в условиях бедности, Barrett подчеркивает, что хотя хроническая нехватка материальных ресурсов действительно повышает вероятность возникновения нарушений здоровья, поведения, социальных и эмоциональных проблем, таких как низкий образовательный уровень или заниженное качество детско-родительских отношений, но далеко не все дети, растущие в малообеспеченных семьях, сталкиваются с подобными негативными последствиями. Для понимания развития ребенка необходим учет совокупности защитных факторов. Такой подход становится все популярнее в исследованиях бедности во всем мире (см., например, анализ Seecombe (2000, 2003) в США, исследования последствий жизни в бедности в Германии (Chasse, Zander, Rasch, 2003; Holz & Skoluda, 2003) и работу Ghate & Hazel (2002), посвященную малообеспеченным родителям в Великобритании).
Barrett (2003) представляет модель, обобщающую эти исследования и выработанную ими парадигму поддержки, путем подробного картирования факторов риска и защитных факторов.
Основные факторы риска, существующие (или возникающие) на момент рождения
- Хроническая бедность семьи
- Мать с низким уровнем образования
- Тяжелые и средней тяжести перинатальные осложнения
- Низкий вес при рождении
- Задержка развития
- Генетические нарушения
- Психопатология или делинквентность у родителей
- Родители, имевшие негативный опыт воспитания в прародительской семье или не имевшие его вообще
- Интеллектуальное развитие по нижней границе нормы
- «Трудный» темперамент
Защитные факторы (особенности самого ребенка или подростка)
- Порядок рождения (первый ребенок в семье)
- Хорошее физическое здоровье и гармоничное развитие ЦНС
- Уровень сенсомоторного и перцептивного развития, соответствующий возрастной норме
- Позитивный образ себя
- Отзывчивость в отношениях с людьми
- Склонность к установлению эмоциональных связей
- Позитивная социальная ориентация и развитые социальные навыки
- Хорошо развитые навыки решения проблем
- Хорошие отношения хотя бы с одним из родителей
- Отсутствие навязчивых привычек, нарушений сна и пищевого поведения
- Высокий уровень развития навыков самопомощи
- Высокий уровень интеллектуального развития
- Высокий (но не чрезмерный) уровень активности
- Специальные интересы и способности, наличие хобби
- Стремление к саморазвитию, мотивация достижения
Дополнительные факторы риска (особенности самого ребенка)
- Мужской пол
- Частое попадание в рискованные ситуации
- Недостаточность самоконтроля (импульсивность)
- Ранние проявления агрессивного или жестокого поведения
Другие исследователи отмечают, что роль пола ребенка как защитного фактора зависит от особенностей гендерного строя общества и от специфики риска, которому подвержен ребенок (Turner, 2000). Есть ситуации, когда девочкой быть «выгоднее», чем мальчиком, и наоборот.
Дополнительные факторы риска (факторы среды)
- Дезорганизованное сообщество
- Криминальная среда
- Высокая вероятность совершения правонарушений (например, доступность наркотиков)
- Безнадзорность со стороны родителей
- Жесткое или непоследовательное родительское воспитание
- Влияние делинквентной группа сверстников
Основные источники стресса в детском возрасте (потенциальные триггеры нарушений)
- Длительная сепарация от основного лица, ухаживающего за ребенком, на первом году жизни
- Рождение младших сиблингов менее чем через 2 года после рождения данного ребенка
- Тяжелое или хроническое соматическое заболевание
- Соматическое или психическое заболевание у одного из родителей
- Алкоголизм или наркомания у одного из родителей
- Сиблинг с инвалидностью или серьезными нарушениями поведения, обучаемости
- Длительный семейный конфликт или насилие в семье
- Развод родителей или их решение жить отдельно
- Отсутствие отца
- Повторный брак родителя и появление отчима / мачехи
- Смена места жительства, особенно помещение в замещающую семью или приют
- Потеря работы или отсутствие постоянной работы у родителей
- Смерть старшего сиблинга или близкого друга
- Беременность в подростковом возрасте
Защитные факторы (факторы среды)
- Не более 4 детей в семье с разницей в возрасте не менее 2 лет
- Большое количество внимания, получаемого ребенком в первый год жизни
- Хорошие детско-родительские отношения в раннем детстве
- Дополнительный взрослый, заботящийся о ребенке помимо матери
- Присмотр со стороны старших сиблингов или прародителей
- Широкая сеть социальной поддержки (включающая расширенную семью и сообщество)
- Хорошая школьная адаптация
- Стабильная занятость матери вне дома
- Доступ к специализированным службам (социальным, образовательным, медицинским)
- Структурированность и наличие правил в семье
- Близкие отношения с не-делинквентными сверстниками, основанные на взаимоподдержке
- Религиозная вера
Один из важнейших факторов жизнестойкости детей – это привязанность к отзывчивой родительской фигуре; особенно ярко он «срабатывает» в периоды социальных потрясений. Исследованию этого фактора положили еще Анна Фрейд и Дороти Берлингэм во время Второй мировой войны. Повторив эти исследования в пяти зонах военных конфликтов в разных уголках мир, Garbarino (1995: 44) утверждает:
Он склонен считать данный фактор универсальным для всех человеческих сообществ (хотя эталон «хорошей» привязанности может значительно отличаться от культуры к культуре).
В то же время существует мнение, что поиск универсальных факторов жизнестойкости был более актуален для начала исследований в этой сфере. Сейчас акцент важно сделать на том, что защищает конкретные группы людей от конкретных проблем в их уникальной жизненной ситуации (Grossman et al., 1992).