Лекция профессора Гарри Дэниелса «Модернизация педагогического образования в Великобритании»
Лекция профессора Гарри Дэниелса (Университет г. Бат, Великобритания), прочитанная 20 ноября 2012 года в МГППУ, была посвящена существующим тенденциям модернизации современного британского образования.
Профессор отметил, что существуют различные понятия, отражающие современное состояние британской педагогики:
· Learning as social function (обучение как социальная функция)
· Responsive teaching («отзывчивое» обучение)
· Scaffolding (поддерживающее обучение)
· Сonstructive pedagogy (конструктивная педагогика)
· Сollaborative pedagogy (педагогика взаимодействия)
· Сritical pedagogy (критическая педагогика)
Основные преобразования в образовательной системе Британии базируются на культурно-исторической и деятельностной парадигме. На лекции был рассмотрен пример, когда учителей в течение долгого времени обучали по системе Ж. Пиаже, а затем провели с ними интенсивный курс обучению на основании теории Л.С. Выготского. Учителя стали много говорить о ЗБР, но действовать продолжали по-старому. Так какие нужны учителя и как их готовить? Интересно, что в Германии учитель – носитель знания, в Японии – проводник. Но деятельность учителя заключается не просто в донесении до учащегося информации, а в чутком ответе учителя на запросы учащихся. Главное – не то, ЧТО сказал учитель, а какой смысл извлек из этого ученик. Основное понятие в ситуации учения – партнерство учащегося и учителя.
В Великобритании идет обширная политическая дискуссия по поводу качества знаний выпускников школ. Многие выпускники после школы идут в университет, но после его окончания неконкурентны на рынке труда. Тесты оценки знаний в данный момент разрабатывают 3-4 коммерческие организации. Необходимо создать систему, когда одна компания разрабатывает и проводит тесты по одному предмету. При обязательном наличии государственной инспекции школ.
В ходе лекции была обсуждена проблема того, что социальный статус учителей в Великобритании невысок. В частности это происходит потому, что в обществе нет уверенности в то, что успехи в процессе обучения будут способствовать в продвижении по социальной лестнице.
Есть своя специфика процедуры начала педагогической карьеры. Это серия тестов и годичное обучение. К примеру, чтобы стать директором школы, нужно закончить курсы, которые разработаны государством для будущих директоров школ и ведущих учителей. Есть мнение, что если в 37 лет специалист не начал готовиться к тому, чтобы стать директором школы – то шансов стать директором у него нет.
Качество подготовки учащихся в российских школах является признанным в Великобритании. Как отмечает министр образования Соединенного королевства Майкл Эндрю Гоув (Michael Gove) российский опыт преподавания в школах с углубленным изучения математики (СУНЦ МГУ Школа им. А.Н. Колмогорова) планируется использовать в целях повышения уровня преподавания в государственных учебных заведениях Великобритании. Первая подобная школа, как ожидается, начнет работу в 2014 году на базе лондонского Королевский Колледж (King's College), а позднее появятся и другие. Здесь будут углубленно изучать математику и готовить детей для поступления в лучшие университеты Англии.
Недаром согласно последнему рейтингу Pearson Education (EDUCATION TOP 20) Россия входит в 20-ку стран, где созданы лучшие системы образования.