Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Актуальные тенденции современной когнитивной психотерапии

Лектор:

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, зав. кафедрой «Клиническая психология и психотерапия» факультета Психологического консультирования МГППУ

Современная когнитивная психотерапия – это интенсивно развивающаяся область исследований и практики. В лекции будут представлены последние достижения нескольких исследовательских направлений, развивающих идеи основоположника данного подхода - А. Бека:

  1. эмпирические исследования, направленные на проверку когнитивной модели депрессий;
  2. эмпирические исследования метакогнитивных процессов при тревожных расстройствах (в т.ч., генерализованной тревоге);
  3. новейшие разработки в области когнитивной психотерапии психотических состояний;
  4. результаты последних исследований эффективности когнитивной психотерапии при различных психических расстройствах.

В разделе лекции, посвященном проверке когнитивной модели депрессий, будут изложены основные положения концепции А.Бека «когнитивной уязвимости» депрессии и представлена сложная история доказательства концепции.

Второй раздел лекции будет посвящен актуальным тенденциям в изучении тревожных расстройств, а также прикладному аспекту этих разработок. Основываясь на интервенционных исследованиях начала ХХI в. будет рассмотрен вопрос об эффективности симптоматически-ориентированной когнитивно-бихевиоральной психотерапии ряда тревожных расстройств (например, генерализованного тревожного расстройства, ГТР), показана роль так называемых метакогнитивных факторов при ГТР, о важности которых говорят когнитивные психотерапевты (А. Бек, Т. Борковек, А. Уэллс).

Третий раздел лекции представляет передовые идеи когнитивной терапии психотических состояний. В частности, такие как:

  • сочетание когнитивной психотерапии с психофармакотерапией, дающее статистически достоверный и клинически ощутимый результат в редукции продуктивной и негативной симптоматики у больных шизофренией, по сравнению с группой «стандартного лечения» (данные метаанализа, выполненного А. Беком и Р. Нейлом в 2001 г.);
  • когнитивная модель бредовых и галлюцинаторных расстройств, где существенная роль в манифестации психоза отводится интерперсональным стрессогенным событиям, что нашло убедительное эмпирическое подтверждение в исследованиях последних лет. Основной тезис когнитивного подхода к пониманию продуктивной симптоматики заключается в рассмотрении бредовых и галлюцинаторных переживаний как искаженного отражения реального жизненного опыта.

В лекции также будут представлены основные положения когнитивной модели симптомов шизофрении: предрасполагающие обстоятельства онтогенеза и ситуационные триггеры симптомов, когнитивные схемы больных шизофренией, характеристики воображения, специфичные когнитивные искажения (т.н. «эгоцентрическое отклонение», «экстренализация» и «интенционализация»), специфические стратегии копинга. Этот раздел лекции будут завершен изложением основных идей когнитивной психотерапии шизофрении.

В заключение лекции будут приведены сведения мета-анализа интервенционных исследований, демонстрирующих высокую эффективность когнитивной психотерапии при различных психических расстройствах.


Отчет о прошедшей лекции

18 ноября 2009 г. прошла третья публичная лекция МГППУ «Актуальные тенденции современной когнитивной психотерапии».

Лекцию прочла Холмогорова Алла Борисовна, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ, доктор психологических наук.

А. Б. Холмогорова представила когнитивную модель депрессии А. Бека («когнитивной уязвимости») и последние исследовательские направления, развивающие его идеи.

Проблема психотерапии депрессивных расстройств на сегодняшний день является актуальной и значимой, так как в последние годы отмечается увеличение процента людей, страдающих депрессией и, по расчетам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет второй после сердечно-сосудистых заболеваний причиной смертности людей во всем мире.

В связи с этим проводится большое количество эмпирических исследований в области депрессивных расстройств, в частности, исследований, направленных на проверку когнитивной модели А.Бека. На сегодняшний день она является достаточно популярной и часто используемой. Это объясняется тем, что данная модель:

  • экономична, так как когнитивная психотерапия является краткосрочной;
  • технологична, так как хорошо разработаны и четко определены методики и техники, которые в ней используются;
  • высоко эффективна, так как ее использование в терапии депрессии вместе с медикаментозным лечением сильно повышает эффективность терапии и снижает количество повторных рецидивов.

Также А. Б. Холмогорова рассказала об исследованиях депрессивных расстройств в рамках когнитивного подхода, которые были проведены на кафедре клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ. Целью исследований было выявление факторов когнитивной уязвимости к депрессии. А. Б. Холмогорова отметила большое влияние на возникновение депрессивных расстройств таких личностных качеств, как перфекционизм и враждебность, которые тесно связны с ценностями человека и семейным контекстом.

Затем лектор рассмотрела современные тенденции в изучении тревожных расстройств, в частности, генерализованного тревожного расстройства (ГТР), и показала роль метакогнитивных факторов в возникновении ГТР.

Также А. Б. Холмогорова представила новейшие разработки в области когнитивной психотерапии бредовых и галлюцинаторных расстройств, где существенная роль в возникновении психоза отводится интерперсональным стрессогенным событиям, что нашло убедительное эмпирическое подтверждение в исследованиях последних лет.

В лекции также освещались основные положения когнитивной модели симптомов шизофрении: когнитивные схемы больных шизофренией, характеристики воображения, специфичные когнитивные искажения.

В заключение лектор рассказала о схожести когнитивного подхода с отечественным культурно-историческим подходом к психотерапии депрессивных и тревожных расстройств, основанной на формировании рефлексии:

  • представление об активности субъекта в ходе психотерапии ;
  • понимание роли диалога и совместной деятельности для возникновения сознания и рефлексии;
  • положение о главенствующей роли интеллекта над эмоциями.

Видео-запись лекции

Полную запись лекции смотрите на канале Youtube.MGPPU: Часть1, Часть2.

Часть 1

Часть 2


 
Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Разговор со спикерами и руководителями секций конференции молодых исследователей образования видео 14 октября 2022

Разговор со спикерами и руководителями секций конференции молодых исследователей образования

Полина Кривых: Психология принятия решений видео 5 октября 2022

Полина Кривых: Психология принятия решений

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»