Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Деятельность материнских центров по профилактике отказов от ребенка (на примере центра "Шармиран", Гренобль, Франция)

Тематическое направление: «Социально-психологическая помощь беременным женщинам и матерям групп риска»

Лектор:

Ланцбург Марина Евгеньевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология», руководитель профессиональной переподготовки по направлению «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию детей» факультета «Психология образования» МГППУ

Актуальность обсуждаемой на лекции темы обусловлена катастрофическим уровнем социального сиротства в России, что требует принятия действенных мер профилактики отказов от материнства и помощи беременным женщинам и матерям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Будет представлен опыт такой работы во Франции, где система приютов для беременных женщин и матерей с детьми раннего возраста, оставшихся без поддержки, имеет многолетнюю историю.  Среди основных вопросов лекции находятся:

  • задачи материнских центров;
  • характеристика  материнского центра;
  • методы и организация работы  Материнского центра;
  • типичные проблемы в работе материнских центров и способы их решения.


Отчет о лекции

21 апреля 2010 прошла двадцать четвертая публичная лекция

Лекцию  прочла Ланцбург Марина Евгеньевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология», руководитель Центра перинатальной психологии факультета «Психология образования» МГППУ.

 


На  лекции рассматривалась работа материнских  центров, деятельность которых направлена на профилактику отказов от материнства и предупреждение детской смертности, помощь беременным женщинам и матерям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Отмечалось, что создание материнских центров  изначально было направлено на профилактику жестокого отношения к детям, так как неготовность женщины принять на себя роль матери (девиантное материнство) представляет угрозу жизни, физическому и психическому здоровью ребенка. 

Было  отмечено, что работа по профилактике отказов ведется во Франции системно на государственном уровне с привлечением некоммерческого сектора. В каждом регионе функционирует комплекс взаимосвязанных структур: материнский дом (для неработающих женщин с 7 месяца беременности и матерей с детьми до трех лет), материнская гостиница (для нуждающихся работающих матерей с детьми до трех лет), ясли для детей этих матерей, приют (для детей от 3 до 18 лет, воспитывающихся временно вне семьи), материнский центр с функциями оказания срочной помощи и служба временного размещения в принимающих семьях.

Задачами  Материнских центров являются:

  • Предупреждение изоляции беременных женщин и молодых матерей, установление и восстановление их отношений с ребенком, отцом ребенка, семьей и т.д.
  • Предоставление женщинам возможности выразить свой выбор относительно продления или прерывания беременности, и в случае положительного ответа  подготовить их к родам, и далее к материнству или к передаче ребенка на усыновление.
  • Оказание им материальной, жилищной, финансовой помощи.
  • Оказание матерям психологической и педагогической помощи в реадаптации (включении в общественную и профессиональную жизнь). 

Специалисты центров проводят комплексную работу с матерями, обеспечивая им психологическое и эмоциональное сопровождение, психотерапию, помощь в установлении отношений с ребенком, налаживание социальных связей, помощь в трудоустройстве и совмещении работы с уходом за ребенком.  Контингент центров составляют юные матери, направленные по просьбе их родителей или по постановлению суда, беременные женщины, желающие передать детей на усыновление, иммигранты (в т.ч. нелегальные), реже - женщины с психиатрическими проблемами и с химическими зависимостями.

Работа  материнских центров подробно рассматривалась на примере французского центра «Шармиран», существующего более полувека.

В заключение лекции возникла дискуссия о возможности перенесения и адаптации французского опыта работы материнских центров в России.

Презентация лекции

Видео лекции (часть 1)

Часть 2


 
Медиа: обзоры
Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Разговор со спикерами и руководителями секций конференции молодых исследователей образования видео 14 октября 2022

Разговор со спикерами и руководителями секций конференции молодых исследователей образования

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»