Тематическое направление: «Основные проблемы психологического сопровождения семьи с проблемными и приемными детьми»
Лектор:
Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Психолого–социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ
Лекция посвящена важнейшей социальной проблеме: созданию системы психологического сопровождения семьи, воспитывающей приемного ребенка. Актуальность этой темы связана с тем, что в настоящее время в российских замещающих семьях воспитывается около 80% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие научно обоснованной концепции и технологий их психологического сопровождения стало одной из причин хаоса, который наблюдается сегодня при его организации и осуществлении.
В лекции представлена авторская концепция психологического сопровождения замещающей семьи, которая разработана на основании результатов многолетнего междисциплинарного многоаспектного эмпирического исследования становления и развития семьи с приемным ребенком и практики психологической помощи различным субъектам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. В ней учтены специфика и динамика процессов становления и развития семейной системы, интегрирующей ребенка с депривационными нарушениями в развитии, а так же особенности ее социальных контекстов.
С позиции интегративного подхода обосновываются задачи, которые должна решать семья в процессе осуществления замещающей семейной заботы, даются характеристики “достаточно” и “недостаточно” ресурсных семей для приема ребенка, рассмотрены изменения, которые происходят в семейной системе в динамике осуществления приема в течение 7 лет.
Раскрывается суть «экологического» и «континуального» направлений в психологическом сопровождении замещающей семьи. В рамках каждого направления выделяются его мишени и субъекты помощи.
Представлены этапы сопровождения и задачи, которые стоят перед специалистами. Приведены основные характеристики и стратегии сопровождения, инновационная модель его организации. Представлены наиболее эффективные технологии сопровождения на различных этапах осуществления замещающей семейной заботы (поиск ресурсной семьи для ребенка, подбор семьи и ребенка, подготовка семьи и ребенка к замещающей семейной заботе, социально – психологический патронаж).
Слушатели знакомятся с новыми методами психологической помощи замещающим семьям, которые были освоены лектором в рамках стажировки в Великобритании в Центрах Анны Фрейд, «Лечебной фостерской опеки», Британской ассоциации усыновления и фостеринга.
Лекция предназначена для специалистов, занятых в сфере помощи детям, оставшимся без попечения родителей, их биологическим и замещающим семьям.