Тематическое направление: «Актуальные проблемы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы с людьми и оказания им психологической помощи»
Ведущий:
Подушкина Татьяна Геннадиевна, начальник информационно-аналитического отдела Управления по социально-психологической адаптации и развитию подростков МГППУ
В центре внимания слушателей лектория на этом занятии будет находиться технология «Открытое пространство» (Open Space Technology), которая является простым, практичным, целостным и эффективным методом проведения проблемных семинаров, конференций и совещаний для групп численностью от 12 до 1000, а иногда и более человек. Материалы занятия помогут его участникам понять основную ценность технологии «Открытое пространство», позволяющей представителям разных профессиональных групп и ценностных ориентаций генерировать новые идеи, невзирая на различия в ранге и статусе участников, способствующей освобождению творческой энергии и позволяющей вырабатывать продуктивные решения сложных и кажущихся неразрешимыми проблем.
Будут показаны преимущества технологии «Открытое Пространство». В частности, то, что она используется в ситуациях, в которых невозможно применить структурированные формы групповой работы в связи с различным возрастным составом и разным уровнем профессиональной подготовки участников, но при этом, есть необходимость выявить запросы, интересы группы и организовать общий процесс работы. Участники занятия познакомятся с тем, где и как себя зарекомендовала данная форма работы, определят насколько перспективной является ее применение в учебных, методических и управленческих целях.
Отчет о лекции
28 апреля 2009 года прошла двадцать пятая публичная лекция
«Семинары по технологии “Открытое пространство”. Проблемы и вопросы технологии “Открытое Пространство”».
Лекцию прочла Подушкина Татьяна Геннадиевна, начальник информационно-аналитического отдела Управления по социально-психологической адаптации и развитию подростков МГППУ.
Т.Г. Подушкина представила технологию «Открытое пространство», которая позволяет эффективно и быстро проводить обсуждение различных проблем с группами численностью от 5 до 1000 человек и более. Технология была разработана Харрисоном Оуэном в 1985 году и сегодня с успехом используется по всему миру.
Лектор представила основные характеристики этого метода групповой работы: разделение ответственности за результат работы между участниками, следование за творческой энергией группы, поддержка процесса самоорганизации. Такой подход позволяет выявить новых лидеров и достаточно быстро найти решения в кризисных и конфликтных ситуациях.
Кроме того, Т.Г. Подушкина рассказала об основных принципах, на которых базируется данная технология, согласно которым:
- Участие в семинарах, использующих данную технологию, является добровольным. Если участников заинтересовала тема обсуждения, то включенность каждого участника, независимо от его статуса, будет способствовать принятию правильного решения.
- Технология позволяет генерировать самые разные идеи и решения. В связи с этим, одним из основных условий проведения обсуждения является отказ от контроля возможных результатов.
- Процесс обсуждения и выработки решения является творческим и не поддающимся контролю. Его невозможно структурировать и управлять им.
- Технология предполагает открытые временные рамки, так как каждое решение может вырабатываться за разное количество времени. Если на принятие решения ушло 15 минут – это означает, что дальнейшее обсуждение может быть завершено.
В завершении лекции слушатели приняли участие в небольшой демонстрации возможностей этой технологии и обсудили тему « Что привело меня на эту лекцию. На какие вопросы я ищу ответ?».
Видео-фрагмент лекции
В преддверии XI Международного форума по человекоцентрированному подходу прошла публичная лекция А. Сегреры (Мексика)
«Жизнь и работа Карла Роджерса»
28 апреля 2010 года в МГППУ состоялась встреча с президентом Международного форума по человекоцентрированному подходу, почетным профессором Иберо-Американского Университета Альберто Сегрера (Мексика). Альберто Сегрера был учеником и соратником К. Роджерса, именно А. Сегрера стал инициатором организации форумов по человекоцентрированному подходу. Первый форум прошел в Мексике в 1982 году.
А. Сегрера назвал доклад «Жизнь и работа Карла Роджерса». Свое выступление он начал с показа видеоролика о жизни Карла Роджерса, в котором были собраны уникальные фотографии из семейного архива Роджерса, фотографии с конференций, мастер-классов, проводившихся Карлом Роджерсом по всему миру. Интересно, что в видеофильме появилась и фотография, сделанная во время визита К. Роджерса в Россию.
А.Сегрера рассказал о семье К.Роджерса, его родителях, жене, детях, о его учебе, работе. Альберту Сегрере было важно показать, как Роджерс пришел к тем идеям, которые легли в основу подхода, что было в воспитании, образовании Карла Роджерса, что повлияло на развитие им человекоцентрированного подхода. В своем докладе А.Сегрера рассказал о развитии теории Роджерса от недиррективной терапии к клиентцентрированной терапии, а затем к человекоцентрированному подходу и объяснил причины тех изменений, которые претерпел этот подход.
Трудно назвать выступление Альберта Сегреры докладом или лекцией, это была встреча с удивительным, интересным, открытым к диалогу человеком. А.Сегрера активно призывал слушателей задавать вопросы и делиться впечатлениями, мнениями о том, что он рассказывает. Слушатели с удовольствием включались в общение с гостем, многих заинтересовало то, каким К. Роджерс был в жизни, какое впечатление он производил на своих современников и с удовольствием делились впечатлениями, которое он и его работы, фотографии производят на них.
В завершении встречи Альберто Сегрера пригласил всех присутствующих на Международный форум по человекоцентрированному подходу, который впервые проходит в этом году в России 4-10 мая 2010 году.
Часть первая
Часть вторая