Тематическое направление: «Современное состояние проблем психологической экспертизы» Лекция «Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок»
Лекторы:
Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ;
Абдулаева Елена Александровна, методист Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ;
Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, методист Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.
Сегодня как никогда актуальна задача международного объединения усилий ученых, родителей и специалистов-практиков для поддержки детства в области игры и игрушки. В связи с этим в лекции будет всесторонне раскрыты подходы к изучению игрушки в западной психологии и педагогике, проанализированы основные направления исследований игрушек, отношение специалистов к созданию новых типов игрушек и к их экспертизе. Центральное место здесь займет сообщение о деятельности немецкой экспертной организации «Spiel gut», в рамках которого будут рассмотрены критерии оценки игрушек и процедура проведения экспертизы. Также слушателям здесь представлена возможность познакомиться с результатами сравнительного анализа экспертизы игрушек в Германии и в Москве. На примере ряда магазинов южной части Германии и всемирной выставки игрушек в Нюрнберге будет дан анализ современного рынка игровой продукции и обзор состояния рынка Германии.
Лекция включает в себя и обзор исследований, представленных в 2008 году на ежегодной конференции Международной ассоциации изучения детских игрушек (ITRA – International toy research association) в Греции и отражающих полифонию мнений и подходов к пониманию сущности игрушки как культурного феномена, к её образовательной и воспитательной функции.
31 марта 2010 прошла двадцать первая публичная лекция «Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок»
Лекцию прочли Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, и Абдулаева Елена Александровна, методист Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.
Лекция началась с анализа теоретических подходов к исследованию игрушки. Отмечалось, что в современной психологии игрушка рассматривается как:
- средство познания природного и социального мира;
- средство построения собственной идентичности;
- психотерапевтическое средство;
- возможность самореализации и проявления своей креативности;
- партнёр по диалогическому общению.
Далее, лекторами отмечалось, что в эпоху постмодернизма детская игра претерпела существенные изменения, которые выражаются в следующем:
- Детские игровые площадки вынесены в специальные зоны отдыха, невозможность самостоятельной свободной игры
- Сюжетная игра осуществляется преимущественно в дошкольных учреждениях и под руководством взрослого
- Понятие игры размывается; игра и не-игра трудноразличимы,
- Семейное воспитание становится всё более разнообразным, зачастую попустительским, компьютеризация порождает новые виды игр
- Профессиональные педагоги, несущие ценности традиционных игр, всё более отчуждаются от естественных условий жизни детей.
Главное проблемой современного рынка игрушек стало противостояние производителей игрушек и педагогов, которые пытаются удержать ценность игры. Современные производители, заботясь больше о прибыли, пренебрегают качеством и развивающими свойствами игрушек. Отмечалось, что для современного рынка игрушек характерны:
- Создание популярных брендов, заимствованных из СМИ
- Навязывание серий однотипных игрушек
- Стремление поразить и развлечь.
И все это приводит к необходимости проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек. В лекции отмечалось, что в мире существует не так много центров, проводящих независимую, качественную экспертизу. Среди них – немецкий центр "Spiel gut", который придерживается следующих критериев при экспертизе:
- Игрушка должна побуждать фантазию
- Чем разнообразнее игровые возможности, тем интереснее/увлекательнее игрушка и тем дольше она остается интересной
- Повседневный опыт окружающего мира
- Размер игрушки
- Материал и износоустойчивость (надежность, добротность) должны соответствовать игровому назначению
- Конструкция и механика
- Форма и цвет влияют на возможность играть и на представления ребенка о мире
- Безопасность
- Экологичность, экологическая совместимостьигрушки
- Цена игрушки всегда должна быть в соотношении к игровым возможностям и долговечности.
Далее, слушателям были представлены материалы с выставки игрушек, а также приведены примеры хороших игрушек, представленных в магазинах и детских учреждениях Германии. В заключении, лекторы ответили на вопросы, возникшие у аудитории.
- Презентация Абдулаевой (PDF)
- Презентация Смирновой (PDF)
ВИДЕО ЧАСТЬ 1
ВИДЕО ЧАСТЬ 2