[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции (по материалам всемирного конгресса Общества Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), 2008 год)
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции (по материалам всемирного конгресса Общества Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), 2008 год)

Тематическое направление: «Актуальные вопросы этнопсихологии и межкультурной коммуникации»

Лекторы:

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ;

Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ.

Лекция посвящена основным тенденциям развития прикладной межкультурной коммуникации как междисциплинарному направлению, ведущей структурирующей организацией которого является Общество Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), объединяющее как профессионалов, так и тех, кто ещё учится работать в сфере межкультурной коммуникации. Материалы лекции включают информацию, полученную лекторами, участниками Всемирного конгресса SIETAR,проходившего в Испании (Гранада - 22. 10.2008 по 25.10.008), который был посвящен теме "Как глобализация влияет на культуры и как культуры формируют глобализацию" (How globalisation affects cultures and  how cultures shape globalisation).

Лекция состоит из пяти частей:

1. Общая информация об Обществе Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR) а также специфике сообщества специалистов в области межкультурной коммуникации.

2. Основные тренды современной межкультурной коммуникации. Здесь будет идти речь в первую очередь о тенденции использования конструктивистсткой методологии, отходе от моделей, основанных на измерениях культуры и стремлении к построению более плюралистичных и индивидуализированных моделей. Также будет обращено внимание на такие подходы как «построение третьей культуры» (Third-cultural building), управление разнообразием  и пр.

3. Критика традиционных подходов. Здесь будут рассмотрены примеры критического осмысления традиционных подходов к решению проблем, связанных с межкультурной коммуникацией, таких как теория культурного шока, «осознание культуры» (cultural awareness) как основа межкультурной компетентности и пр.

4. Проблемы межкультурного обучения. Здесь  будет представлена позиция  ведущих специалистов в данной области М. Беннета и М. Пейджа, мастер-класс которых был посвящен истории и текущим исследованиям в области межкультурного обучения.

5. Межкультурная компетентность учителей. Здесь будет представлен опыт центра межкультурной коммуникации Университета Британской Колумбии (Канада) в области подготовки педагогов к работе в ситуации культурного разнообразия.


Отчет о лекции

10 февраля 2010 г. прошла четырнадцатая публичная лекция МГППУ.

«Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции (по материалам всемирного конгресса Общества Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), 2008 год)» 

Лекцию прочли Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ, и Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ.

Лекция началась с практического задания, направленного  на актуализацию межкультурных различий у слушателей на примере наших представлений об учителе, ученике и обучении. Этот метод широко используется в начале работы по налаживанию межкультурной коммуникации, например, подобные техники применяются тьютерами в Университете Британской Колумбии в работе с иностранными студентами. 

Лекторы раскрыли основные направления работы специалистов в области межкультурной коммуникации:
межкультурная коммуникация в бизнесе: проведение тренингов, консалтинг, коучинг а также преподавание в бизнес-школах
межкультурная коммуникация в образовании: 

      а) обучение иностранным языкам

      б) сопровождение иностранных студентов  и работа с их педагогами

      в) образовательные программы для  школьников и студентов («лидерство в глобальном мире», «разнообразие» и пр.)
межкультурная коммуникация и наука: проведение совместных исследований (преимущественно психологи, филологи и специалисты в области менеджмента)
межкультурная коммуникация в социальных проектах.
 

Олег Евгеньевич и Марина Юрьевна рассказали об Обществе Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), истории его создания и структуре.

Также в лекции были представлены основные тренды современной межкультурной коммуникации, была рассмотрена модель построения «третей культуры» и проблемы межкультурного обучения. Здесь была описана позиция ведущих специалистов в области межкультурного обучения - М.Беннета и М.Пейджа; были рассмотрены и факторы, содействующие межкультурному обучению:

  • изучение языка принимающей культуры,
  • интенсивное общение на данном языке
  • общение с другими студентами, приехавшими на обучение или стажировку
  •  интенсивное взаимодействие с носителями принимающей культуры
  • организация рефлексии полученного межкультурного опыта
  • более длительный период стажировки
  • программа межкультурной подготовки, предваряющая стажировку
  • мониторинг межкультурной компетентности на месте стажировки
  • погружение в принимающую культуру
  • ознакомление с теоретическими подходами в области межкультурной компетентности
     

Также на лекции поднимался вопрос о межкультурной компетенции. Лекторы раскрыли понятия того, что значит межкультурно компетентная организация, и условия достижения высокого уровня межкультурной компетентности в организации.

Презентация лекции (pdf)

Фрагмент лекции



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS