[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Действительно ли интернет вреден для мозга? История одной новости
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Действительно ли интернет вреден для мозга? История одной новости

На нашем портале мы стараемся освещать лучшие практики, возникающие в процессе сотрудничества психологов и СМИ. Однако в этой сфере иногда возникают непонимания и курьезы. С разрешения автора мы публикуем запись из Живого Журнала психотерапевта Марка Сандомирского, посвященного "сенсационной" новости о вреде интернета для мозга. Она интересна обращаением к первоисточникам и реконструкцией материала, смысл которого оказался... противоположным лозунгу, попавшему в заголовки.

Действительно ли интернет вреден для мозга?

Что сегодня обсуждают взволнованные пользователи рунета с подачи СМИ? Новость о том, что интернет якобы вреден для мозга. Привожу микст из нескольких источников (например):

По сообщению газеты Гардиан, ученые обнаружили, что интенсивное и продолжительное пользование интернетом ведет к изменениям в работе головного мозга человека, который теряет способность к системному и углубленному мышлению. ..."Навык к быстрому и постоянному просматриванию сайтов - серфингу в интернете - ведет к тому, что интеллектуальная деятельность становится поверхностной", - отметил один из ведущих американских специалистов в области кибернетической информации Николас Карр. /.../ Последние исследования нейрохирургов свидетельствуют, что при работе в Глобальной паутине быстро развиваются две области головного мозга: часть, которая отвечает за краткосрочную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений.
/Эти области якобы/ развиваются, в отличие от зон глубокого детализированного анализа проблем, в том числе и фундаментальных. Фактически эти зоны как бы замораживаются, не получая живительных нервных импульсов, и человек разучивается глубоко мыслить. Вдумчивый анализ проблем и событий становится невозможным, поэтому люди, слишком много времени проводящие за просмотром страниц в интернете, часто поступают импульсивно.

Жуть, правда? Хоть беги из сети - куда глаза глядят. Среди разместивших информацию СМИ - радио Маяк и РСН, Вести.Ru, REGNUM, Аргументы.ру, Дни.ру, Прайм-ТАСС, Известия.ру

А что же на самом деле? Много шума из ничего.

Ясное понимание дает обращение к первоисточнику - статье J. Harris "How the internet is altering your mind: A new book claims the amount of time we spend on the internet is changing the very structure of our brains – damaging our ability to think and to learn". И выясняется следующее.

Во-первых, упомянутое сообщение Гардиан научной сенсацией, или даже новостью не является. Это - лишь обзор книги N. Carr The Shallows: How the Internet is Changing the Way We Think, Read and Remember, которая, кстати, отнюдь не вчера вышла и уже обсуждалась в СМИ (припоминаю Wired). А книга, в свою очередь, является популяризацией работ нейрофизиологов - в ней идет речь об известных работах американского исследователя Смолла, опубликованных еще пару лет назад.

Во-вторых, утверждение "при работе в Глобальной паутине быстро развиваются две области головного мозга: часть, которая отвечает за краткосрочную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений" не соответствует первоисточнику.

  • В нем упоминается dorsolateral prefrontal cortex, which deals with short-term memory and decision-making - то бишь, не 2 "центра", а 1. Перевод видимо был неверный - посчитали dorsolateral prefrontal cortex за 2 области мозга (то бишь dorsolateral + prefrontal cortex). На самом деле, это одно образование - префронтальная кора, "всего лишь" самая передняя область полушарий мозга.
  • В работах Смолла вовсе не было показано, что эта область у "продвинутых юзеров" развивается в ущерб остальным зонам мозга. Ученый лишь обнаружил, что эти зоны особено активны непосредственно во время интернет-серфинга у опытных интернет-пользователнй по сравнению с "новичками" - теми, кто интернетом ранее не пользовался вовсе. Подобное функциональное состояние всего лишь свидетельствует о большей вовлеченности человека в процесс деятельности, о концентрации внимания и готовности к запоминанию информации. Причем описанная разница активности мозга сглаживается и исчезает после того, как "новички" ежедневно гуляют в интернете по 1 часу на протяжении 5 дней.

По сути, речь идет о естественных психофизиологических процессах адатпации к новому для человека виду информационной деятельности. И вывод, к которому можно прийти, прямо противоположный процитированному выше - пребывание в сети для человеческого мозга может быть не вредным, а полезным. Адаптация!..

Так что, увы, тем СМИ, которые наперебой поспешили заявить о вреде интернета для мозга, впору размещать опровержения.
Можете быть спокойны и расскажите всем знакомым и друзьям.



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS