«Только 10 % из них находят свое место в жизни, остальные – становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками, бомжами». Что нужно сделать, чтобы получить такое клеймо, стигму, которую там часто воспроизводят и специалисты, и общественное мнение? Всего лишь – оказаться выпускником детского дома или интерната. В настоящее время группа энтузиастов собирает реальную статистику того, как складываются судьбы выпускников. Многие подростки, обладающие запасом жизнестойкости или встретившие мудрого наставника, умудряются избегать негативных последствий жизни вне семьи. В жизни многих других системные следствия социального сиротства, к сожалению, вполне реальны.
Учебой счастлив будет?
БФ Большая перемена помогает ребятам из детских домов реализовать свой потенциал и начать жить полноценной жизнью |
Когда ребенок с рождения находится в сиротском учреждении его знания и представления о будущей самостоятельной жизни в «большом» обществе складываются из опыта взрослых, сотрудников интерната, передаваемого в виде устных советов и бесед, а также рассказов детей, имеющих опыт проживания в семье. По сравнению с воспитанниками школ–интернатов, дети из детских домов, которые обучаются в общеобразовательных школах по месту жительства, находятся в менее ограниченной среде.
В общеобразовательной школе адаптация детей-сирот к новому социальному окружению проходит лучше в младших классах, поэтому благоприятной социализации ребенка-сироты в школе лучше начинать обучение с первого класса. В начальной и средней школе, как отмечают учителя, что дети-сироты между собой хорошо общаются и поддерживают друг друга, что помогает им частично компенсировать отсутствие семьи.
Но учеба менее важна, чем эмоциональное тепло, а усвоение программы не помогает преодолеть отчуждение. В средней школе у детей из детского дома появляются трудности: плохое поведение, невнимательность на уроках, грубость. Обычно они тяжело переживают плохие оценки, обижается. При переходе из младшего школьного возраста в подростковый у детей-сирот повышается переживание социального стресса, снижается страх при проверке знаний, возникают новые трудности в самовыражении. Ребенок испытывает чувство вины, обиды, злости, гнева, раздражения, покинутости. Он не верит в то, что он кому-то нужен, что он в безопасности, что у него что-то получится. Получается, что несмотря на внешнее благополучие, при обучении в общеобразовательной школе у ребенка из детского дома возникают как общевозрастные (формирование учебной самооценки, установление близких отношений), так и специфические психологические трудности. Специфические трудности в развитии связаны с неадекватной (обычно заниженной) самооценкой, фрустрацией достижения успеха, низкой физиологической сопротивляемостью стрессу.
Деятельность психолога общеобразовательной школы, в работе с детьми, проживающими в детском доме, должна быть направлена в первую очередь на компенсацию психического здоровья ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личностной целостности, равновесия чувств. Только после восстановления эмоциональной сферы можно проводить работу по его психическому развитию.
Жизненный опыт. Откуда?
Готовность выпускников коррекционных сиротских учреждений к самостоятельному проживанию подростки и эксперты оценивают по-разному: половина респондентов-выпускников считают себя «не вполне готовыми»; 47% - «полностью готовы» к самостоятельному проживанию. При этом многие отмечали, что боялись выходить из интерната в незнакомый мир. Эксперты утверждают, что выпускники не готовы к самостоятельной жизни, и что подготовить их к этому в существующих условиях сиротского учреждения очень сложно и практически невозможно.
Сайт Союза выпускников детских домов России это площадка для общения выпускников сиротских учреждений и поддержки тех, кто покинул стены детского дома |
Проживание в закрытом учреждении ограничивает усвоение социального опыта сиротами и значительно снижает количество и качество моделей, конструктов поведения, доступных для усвоения. Специфика школ-интернатов состоит в том, что сироты живут, воспитываются и получают образование в одном учреждении, в замкнутом коллективе детей и сотрудников. Процесс социализации детей в сиротском учреждении характеризуется рядом особенностей — специфическими механизмами адаптивного поведения, наличием комплекса социальной неполноценности. В их формировании большую роль играют микросоциальные факторы. Это приводит к тому, что нормы и ценности у воспитанника сиротского учреждения существенно отличаются от общепринятых. Кроме того, образовательная программа этих школ-интернатов существенно сокращена (например, из нее полностью изъяты такие предметы, как химия, физика, иностранные языки, и др.)
Подготовка сирот, воспитывающихся в школе-интернате к самостоятельному проживанию, ложится на плечи сотрудников школы-интерната (воспитателей, педагогов, администрации). Подготовка воспитанников — процесс сложный, требующий много сил и времени. Во многих учреждениях практикуются интегрированные предметные курсы (рассмотрение одной учебной темы в рамках разных дисциплин). Для компенсации недостаточного социального опыта воспитанников сиротских учреждений проводится курс «Социально-бытовая ориентировка», нацеленный на повышение их социальной компетентности. Необходимо отметить важную роль социальной службы учреждения, которая отвечает за соблюдение прав воспитанников, оформляет все необходимые для самостоятельного проживания будущего выпускника документы, следит за своевременным получением предусмотренных государством финансовых выплат, льгот и пособий.
63% выпускников считают, что обладают всеми необходимыми бытовыми навыками в полной мере, 27% указали, что им не хватает некоторых их них, остальные - не имеют никаких. Что касается экспертов, то они придерживаются противоположного мнения: выпускники сиротских учреждений не обладают бытовыми навыками в необходимом объеме. Они считают, что ребенку практически невозможно усвоить основные навыки в сиротском учреждении, поскольку организация питания в столовой не предполагает участия воспитанников в приготовлении пищи, а уборка и другие «домашние дела» входят в обязанность сотрудников. Особенно сложно сформировать бытовые навыки и умения у детей, имеющих нарушения психического здоровья, которым для усвоения этого «багажа» требуется регулярное повторение. Что касается такого важного аспекта, как умение распределять бюджет, то только 60% выпускников, по их собственной оценке, умеют это делать, остальным не хватает соответствующих знаний и умений.
Исследование постинтернатного жизнеустройства выпускников московской коррекционной школы-интерната в 2004 - 2007 гг. показывает, что, несмотря на всестороннюю поддержку со стороны государства, сохраняется низкий уровень адаптации сирот в обществе. Подростки, имевшие позитивный опыт семейной жизни, после выхода из интерната показывают более высокий уровень законопослушности и хорошие результаты адаптации. Однако у большинства этот уровень весьма низкий, что особенно заметно проявляется в трудоустройстве и организации семейной жизни. Это объясняется тем, что у сирот некорректно сформированы модели семьи, искажены механизмы дружеских и интимных взаимоотношений и практически неразвита трудовая мотивация.
Парадокс в том, что неправильная помощь может только усугубить эти проблемы, «научить» манипуляциям… Как избежать ловушек помощи, рассказывает Александр Гезалов, автор книги «Соленое детство» , в прошлом – выпускник детского дома:
Своя семья: мечта и реальность
Исследование Е.Мироновой показало, что подростки из интернатов стремятся в будущем создать семью, т.к. она является для них элементом нормального социального статуса, а также средством избежать одиночества. Эти данные также подтверждается данными исследования проведенного в 1990—1991 гг. под руководством И. Ф. Дементьевой.
Но, несмотря на то, что все они в будущем хотели бы иметь семью, представления о будущей семейной жизни размыты и формальны: большинство (77%) сирот совершенно не представляют семейную жизнь, более половины говорят, что «пока еще рано думать о семейных отношениях».
Женщины, которые были «отказными» детьми, как правило, имеют крайне размытые представления о семейной жизни, несформированную потребность в детях, а выпускницы интернатов, которые помнят родную семью, часто идеализируют жизнь за стенами детдома. Наблюдения специалистов Корчаковского центра в Санкт-Петербурге показали, что матери – выпускницы интернатных учреждений игнорируют потребности детей, не комментируют и не объясняют свои действия ребенку, внешне не проявляют к детям особой нежности, хотя действительно любят их. Дети у таких матерей привыкают обходиться без внимания взрослого, не обращаться к нему за помощью, а на новые или проблемные ситуации реагировать агрессией или «уходом в себя».
По некоторым данным, до 80% матерей, отказывающихся от новорожденных, сами являются выпускницами детских домов. Откуда эта цифра? Если несовершеннолетняя воспитанница интернатного учреждения становится матерью (а такие случаи нередки), ее малыш помещается в дом ребенка – совместное проживание подростков и младенцев не предусмотрено. А отсутствие контакта и чувство «нелигитимности» собственного материнства – завершают цикл «вторичного сиротства».
В последнее время стали появляться организации, государственные и общественные, предлагающие помощь юным и не только матерям, находящимся в кризисной ситуации.
Не-дети и деньги
В статье Егоровой М.А., рассматривающей экономическую социализацию воспитанников детских домов и интернатов для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, указывается, что воспитанники государственных учреждений происходят из самых нижних этажей социальной иерархии российского общества. Известно, что бедность формирует людей с уникальными личностными характеристиками и способна воспроизводиться из поколения в поколение.
С. А. Стивенсон по итогам исследования беспризорных детей подчеркивает: «52,5% детей назвали финансовые проблемы, переживаемые их семьями, острыми или очень острыми, 30,4% недоедали, 44,6% жили в перенаселенных помещениях. Многие родители, по словам опрошенных, находятся в заключении, нередки случаи, злоупотребления алкоголем. В детском доме или интернате, в отличие от открытого социума в процессе экономической социализации присваиваются преимущественно отношения общественной собственности. В комнате, где живет ребенок все общее. Еще один важный момент экономической социализации детей, лишенных родительского попечения — деперсонифицированная финансовая поддержка от абстрактного государства, в отличие от конкретной персонифицированной помощи, как правило, родителей у подростка из семьи. Финансирование государства не предполагает соглашений, что в свою очередь ограничивает развитие социальной компетентности подростка.
Фильм «В Семью», Андрея Шемякина, посвящен детям из
Бельско-Устьенского интерната для умственноотсталых детей
|
Такие аспекты, как абстрактность источника, выделяющего деньги, незнание подростка об их происхождении, отсутствие практики наилучшего использования — минимизируют эффективность подобной помощи. Подводя итоги можно сказать, что социализация ребенка, лишенного родительского попечения, в стенах детского дома или интерната сопряжена с включением его в отношения общественной собственности, что не отражает реальности современной рыночной экономики. Государственное финансирование различных этапов социализации социального сироты не учитывает психологических последствий деперсонифицированного финансирования и нуждается в различных формах психолого-педагогического участия для адекватного включения воспитанника интернатного учреждения в финансово-экономическую деятельность открытого социума.
Большинство выпускников детских домов и интернатов сталкивались с трудностями при трудоустройстве. По наблюдениям 95% экспертов, работают менее половины выпускников. Основными причинами отсутствия работы являются: недостаточность образования выпускников, низкая мотивация к труду, сложности в организации собственного времени, а также дискриминация выпускников интернатных учреждений. Ситуация воспитания в условиях сиротского учреждения не позволяет воспитанникам сформировать адекватного представления о трудовой деятельности, и выпускник учреждения не чувствует необходимости в трудовой деятельности, соблюдении трудового режима, ответственного выполнения полученной работы. Затруднения у подростков вызывает и сама процедура оформления документов при устройстве на работу.