Как навык чтения меняет работу нашего мозга?
Способствует ли грамотность улучшению работы мозга? А может быть, она, напротив, нарушает ее? Стоит ли учить детей читать с пеленок, или лучше подождать, пока они пойдут в школу? Каждому родителю знакомы эти сомнения. Нужно ли как можно раньше начинать обучать своего ребенка всему, или дать ему время насладиться игрой, пока не придет время отдавать его в школу?
Французский нейропсихолог Стэн (Станислас) Дехэн, профессор кафедры экспериментальной когнитивной психологии Коллеж де Франс, совместно с коллегами из Бельгии, Бразилии, Франции и Португалии, попытался ответить на эти и другие вопросы. Участниками его исследования были люди из разных уголков мира, научившиеся читать в детстве, во взрослом возрасте и не умеющие читать вовсе. Им предъявлялись для запоминания и воспроизведения написанные слова, а также изображения лиц, домов, инструментов и черно-белые шахматные паттерны. При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии исследовалась активность их мозга при выполнении задания.
Ученые обнаружили, что у тех, кто умел читать, независимо от возраста, в котором они этому научились, активировались те области мозга в левой задневисочной коре, которые традиционно считались связанными с восприятием лиц. Кроме того, более сильная активация на слова, чем на другие объекты, была найдена в затылочных областях мозга, в так называемой первичной зрительной коре. Написанные слова также значительно активировали области, связанные с восприятием устной речи.
При этом в ответ на изображения лиц у тех участников, которые научились читать в детстве, были более активны зоны в правом полушарии, чем в левом. Иными словами, ранний навык чтения в некотором роде мешает восприятию лиц и сдвигает его в правое полушарие! Сейчас Стэном и его коллегами проводятся новые исследования, которые позволят понять, ухудшает ли такое «соревнование» за области мозга способность узнавания лиц, или же она все равно остается одинаково хорошей независимо от того, какая именно зона при этом активируется. Сам Стэн склоняется ко второй гипотезе.
Кроме того, Станисласом Дехэном показано, что грамотность частично разрушает способность одинаково хорошо воспринимать отраженные зеркально изображения. Билатеральная симметрия, или зеркальное сходство левой и правой сторон тела, свойственно человеку и большинству животных, поэтому можно предположить, что эволюцией издавна были заложены особые механизмы для восприятия такого строения тела. Видя себя в зеркале, мы без труда можем узнать свое лицо. Однако, смысл написанного текста, поднесенного к зеркалу, теряется, и лишь некоторые гении, такие как Леонардо да Винчи, легко могли разобрать отраженный слева направо текст. Детям же, только начинающим учиться читать и писать, это вполне под силу, и было замечено, что они часто пишут зеркально, причем это относится ко всем детям, а не только страдающим расстройствами чтения, такими как дислексия. Профессор Дехэн полагает, что прежде чем научиться читать, детям нужно разучиться воспринимать написанные слова как картинки – то есть, разучиться понимать их в зеркальном отражении.
Открытие Дехэна подтверждается и данными других исследователей, которыми было показано, что у обезьян область мозга, аналогичная той, что отвечает за форму слова у человека, также активируется в ответ на предъявление простых пересечений линий, напоминающих буквы Г, У, Х и Т. Возможно, предполагает ученый, на такую форму букв и повлияла наша большая чувствительность к восприятию простых форм. Однако, не все так просто. Достаточно простые формы символов в латинском алфавите или кириллице существенно отличаются от витиеватого письма на арабском или иврите, а также от китайских иероглифов. Неожиданным для Стэна был результат еще одного его эксперимента, в котором обнаружилось, что у французов, использующих латинский алфавит, активация мозга на графически правильные формы слов больше, чем на перемешанные в случайном порядке графические элементы, составляющие те же самые буквы. И наоборот, у китайских участников активация была значительно больше на перемешанные составляющие иероглифов, чем на сами правильно написанные иероглифы! Эти результаты не были воспроизведены у тех участников, у кого соответствующий язык не был родным, а только вторым или третьим выученным языком.
Интересно, что сходные паттерны активации в мозге возникали как у тех, кто научился читать в раннем детстве, так и у обучавшихся чтению во взрослом возрасте, когда их мозг был уже менее пластичным и в нем уже произошли все основные функциональные разделения, свойственные периоду детства. Этот результат многим ученым кажется самым важным открытием в данной работе, поскольку он показывает, что даже мозг взрослого человека способен легко изменяться в ответ на обучение новым навыкам в течение всей жизни. Таким образом, совершенно неважно, когда именно учить человека читать, в пять лет или в двадцать, поскольку активация необходимых зон сформируется независимо от возраста.
И это одна из самых больших загадок для ученых, исследующих мозг. Человечество умеет читать и писать всего около 5000 лет. Значительно старше наша способность к речи. Но все равно в контексте эволюции это ничтожно малые сроки, за которые не могло сформироваться ни нового биологического вида, ни стабильной, передающейся из поколения в поколение и присутствующей у каждого человека мутации нового гена. Поэтому нам еще предстоит узнать, что же привело к формированию такого сложного навыка как чтение.
Литература по теме:
- Избранные публикации проф. Станисласа Дехэна.
- M. Szwed, S. Dehaene et al. Specialization for written words over objects in the visual cortex. Neuroimage, 2011. Vol. 56 № 1. P. 330-344.
- S. Dehaene et al. How Learning to Read Changes the Cortical Networks for Vision and Language. Science, 2010. Vol. 330. № 6009. P. 1359-1364.
- S. Dehaene. Reading in the brain. Penguin Viking, 2009.
- Derek Bickerton. Adam's Tongue: How Humans Made Language, How Language Made Humans. Farrar, Straus and Giroux, 2010.
Статьи по теме:
- Иванов В. В., Демидов А.А., Безруких М.М. Особенности движений глаз у детей младшего школьного возраста в процессе чтения текстов разной сложности // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. C. 611-616.
- Арчакова Т.О. Предикторы овладения чтением и письмом у дошкольников // Электронный сборник статей PsyJournals. 2009. № 1.
- Мещеряков Б.Г., Назаров А.И., Грищенко Д.Н. Значение и смысл: динамика их взаимопереходов во время чтения текста // Культурно-историческая психология. 2010. №3. C. 6-17.
Источник: агентство психологических новостей psypress.ru.