О роли личности в истории сказано много. Сегодня Россия переживает процессы бурных инновационных изменений и качественных преобразований. Модернизация современного российского общества в первую очередь касается сферы образования. Одним из ведущих образовательных учреждений в области высшего психолого-педагогического образвания является Московский городской психолого-педагогический университет. Основателем, идейным вдохновителем и бессменным руководителем университета является ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО, крупнейший специалист в области развивающего образования, коммуникативно ориентированных учебных средств и систем группового обучения Виталий Владимирович Рубцов. Виталий Владимирович - автор более 200 научных работ, включая фундаментальные монографии, многие его работы переведены на английский, французский, немецкий, японский и другие языки. За вклад в науку и практику современного образования он награжден орденом Дружбы, дважды - медалью К.Д.Ушинского, он лауреат премий Президента и Правительства РФ в области образования, заслуженный деятель науки РФ.
Виталий Владимирович Рубцов родился 20 октября 1948 года в Москве. Образование получил в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ, физико-энергетический факультет, 1966-1972). Профессиональную деятельность начал в Научно-исследовательском институте Общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (НИИ ОиПП АПН СССР, ныне – Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), в лаборатории «Психическое развитие детей младшего школьного возраста», которой заведовал В.В. Давыдов.
В стенах Психологического института РАО им был пройден путь от младшего научного сотрудника (1972 г.) до директора института. В 1978 г. Виталий Владимирович защитил кандидатскую диссертацию по теме «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики)». В 1988 г. – защитил докторскую диссертацию по теме «Психологические основы организации совместной учебной деятельности». С 1992 г. возглавляет ПИ РАО.
В 1997 г. стал ректором Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). В 2007 г. под руководством В. В. Рубцова МГППУ прошел конкурсный отбор в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стал одним из образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2010 г. вступил в должность председателя Совета учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».
В.В. Рубцов занимается исследованием психологических закономерностей и механизмов организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Он разработал и работает над внедрением модели обучения, основанной на положении о совместно-распределенных формах деятельности. На основе деятельностного подхода и культурно-исторической психологии (Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова), а также идей генетической психологии в интерпретации исследователей Женевской школы (А.-Н. Перре-Клермон, А. В. Дуаз)разработал концепцию, получившую название социально-генетической психологии развивающего образования. В.В. Рубцов стал одним из первых отечественных психологов, исследовавших возможности компьютерных технологий в обучении. Он участвовал в совместном советско-американском проекте «Исследование проблем использования вычислительной техники в коммуникативных сетях ЭВМ в школьном образовании», международном проекте ЮНЕСКО «Влияние новых информационных технологий обучения на развитие детей».
Под патронажем В.В. Рубцова впервые изданы и переизданы труды выдающихся отечественных психологов В.В. Зеньковского, Л. М. Лопатина, Г.И. Челпанова.
В.В. Рубцов ведет и активную издательскую деятельность: является главным редактором ряда научных журналов («Психологическая наука и образование»; «Вестник практической психологии образования»; Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию), а также является председателем редакционного совета журналов «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология» и «Экспериментальная психология».
Помимо этого, В.В. Рубцов - член редакционно-издательского совета трех международных журналов: «Европейский журнал психологии в образовании» (European Journal of Psychology of Education), «Раннее развитие и родительство» (Early Child Development and Care), «Обучение, культура и социальное взаимодействие» (Learning, Culture and Social Interaction).
В настоящее время В.В. Рубцов является заведующим международной кафедрой культурно-исторической психологии МГППУ. Он читает курс лекций "Экспериментальные методы развития понятий у детей в системе культурно-исторической психологии" для аспирантов и молодых ученых. Активно участвует в организации и работе Международной летней школы ИСКАР для аспирантов и молодых ученых, посвященной теоретическим и методологическим проблемам культурно-исторической психологии (2010, 2011). Под руководством В.В. Рубцова успешно защищены 9 докторских и 32 кандидатские диссертации.
Список основных публикаций В.В. Рубцова.
Доклад В.В. Рубцова о новых возможностях системы образования, связанных с реализаций новых образовательных стандартов и необходимых психологических компетентностях педагогов.
Статья подготовлена по материалам Psyjournals.ru и Wikipedia.