В последние годы активно развивается новая область исследований на стыке антропологии, социобиологии, психофизиологии, зоопсихологии: это эволюционная психология. Она изучает видоспецифические особенности психики и поведения человека, наши сходства и отличия от ближайших родственных видов и общих с ними предков.
В качестве методологии исследований эволюционный подход используется начиная с 70-х годов XX века, однако своего расцвета это направление достигает к концу 90-х годов, когда появляются крупные исследования в области эволюционной психологии индивидуальных различий, а также монографии и учебные пособия. Создаются исследовательские центры, такие как Центр Эволюционной психологии в Санта-Барбаре; Центр Когнитивной и эволюционной психологии; Лаборатория Эволюционной психологии и индивидуальных различий и другие. Крупнейшим печатным изданием, в котором освещаются проблемы эволюционной психологии, является журнал "Эволюционная психология", публикующий оригинальные статьи, а также рецензии на книги, посвященные данной тематике.
Что же нового позволяет нам узнать о самих себе взгляд на человека с точки зрения эволюционной психологии?
В недавно опубликованной работе ученых из Института эволюционных исследований во Франции, Монпелье, выдвигается предположение о преимуществе леворуких мужчин в соперничестве с другими представителями сильного пола. У животных соперничество между самцами играет ключевую роль в продолжении рода и занимаемом положениии в социальной иерархии. Получив преимущество и одержав победу над другими самцами, наиболее сильный и ловкий обладает большими шансами на распространение своих генов в популяции. Среди животных нередки случаи морфологических изменений, позволяющих добиться преимущества в драке. В частности, это могут быть и явления билатеральной асимметрии: например, у манящих крабов, известных тем, что одна клешня у них непропорционально сильно развита и ярко окрашена. В среднем количество "лево-" и "праворуких" крабов примерно одинаково.
Однако, среди людей в основном преобладают праворукие. По различным оценкам, число левшей не превышает 30%. Учеными было выдвинуто предположение, что преимущественное распространение правшей дает некоторые выгоды леворуким: последние выигрывают благодаря фактору неожиданности, дающему им стратегическое преимущество при агрессивных действиях. Исследователи опросили более 1100 мужчин, задавая им вопросы о том, сколько раз в течение своей жизни они вступали в драку с представителем своего пола, а также о предпочтениях той или иной руки. По результатам опроса оценивалась средняя вероятность вступления в драку отдельно у леворуких и праворуких мужчин. Было показано, что в среднем леворукие мужчины, независимо от своего веса и роста, значимо чаще оказывались в драке, чем праворукие. Кроме того оценивались уровни концентрации тестостерона, которые также оказались выше у леворуких мужчин.
Таким образом, была подтверждена гипотеза о изначальном преимуществе, которое получают леворукие мужчины, вступая в драку. Однако, этих результатов недостаточно, чтобы делать какие-либо общие выводы о большей агрессивности левшей, и дальнейшие исследования предполагают включение в анализ не только самоотчетов о количестве драк, но и более точную оценку их реального числа, а также более глубокое изучение связи левшества и уровня тестостерона.
Но помимо прямой агрессии и выяснения отношений с помощью драки, можно прийти к соглашению и более мирным путем, если обладать навыками успешного социального взаимодействия. Исследование группы ученых из Будапешта посвящено изучению связи теории "социального мозга" и индивидуальным различиям в уровне развития социабельности у человека. Согласно этой теории, относительный размер мозга у приматов связан с интенсивностью и сложностью их социальных взаимодействий. До настоящего времени были проведены лишь отдельные исследования связи размера фронтальных и височных областей мозга с так называемой моделью психического состояния человека - "theory of mind" - а именно, со сложностью и глубиной понимания индивидом того, что происходит в сознании другого.
Живя в организованном социуме, в окружении других людей, человек усваивает сложные стратегии поведения. Возможно ли, что у тех, кто преуспел в искусстве социальных взаимодействий больше других, определенные зоны мозга развиваются интенсивнее? С помощью личностного опросника ZKPQ III-R у участников исследования оценивалась социабельность как личностная черта, а сканирование их головного мозга в магнитно-резонансном томографе позволило получить информацию об объеме их левых и правых фронтальных и височных долей, общем объеме полушарий мозга и объеме мозжечка.
Подсчитав частные коэффициенты корреляции относительных объемов этих частей мозга с баллами по шкалам опросника и исключив влияния возраста, пола и веса тела, ученые обнаружили, что объемы височных долей, мозжечка и больших полушарий значимо положительно коррелируют с социабельностью респондентов. Однако, при разделении выборки на мужчин и женщин было показано, что только у первых были найдены значимые корреляции с объемом височных долей и полушарий мозга.
Эти результаты, по мнению авторов, позволяют расширить теорию "социального мозга" в том числе и на человека. Они вносят существеннй вклад как в эволюционную психологию, так и в психологию личности. Однако, из проведенных иследований до сих пор не ясно, какой именно фактор социальной жизни или сложности социалбных связей непостредственно является причиной полученных результатов. Исследования на животных показывают, что их социокогнитивные способности выходят за пределы общего фактора социабельности. Авторы считают, что данное предположение можно распространить и на человека.
Литература:
-
Horváth, K., Martos, J., Mihalik, B., and Bódizs, R. (2011). Is the social brain theory applicable to human individual differences? Relationship between sociability personality dimension and brain size. Evolutionary Psychology, 9(2): 244-256.
-
Faurie, C., Llaurens, V., Alvergne, A., Goldberg, M., Zins, M., and Raymond, M. (2011). Left-handedness and male-male competition: Insights from fighting and hormonal data. Evolutionary Psychology, 9(3): 354-370.