Исследования того, как люди воспринимают и понимают, что происходит в голове у другого, о чем он мыслит (так назывемая модель психического, или «theory of mind»), связаны с изучением интуитивных представлений о мышлении и личности другого. Ученые предполагают, что интуитивные представления человека о сознании других людей включают два различных измерения: это способность активно действовать и планировать, с одной стороны, и способность чувствовать, переживать, с другой. Первая включает познавательную активность, обеспечивающую возможность действий, составления планов, возможность целенаправленного поведения, самоконтроль и достижение поставленных перед собой целей. Из этих способностей как следствие образуются осознанные предпочтения, установки и убеждения.
Напротив, второе измерение включает познавательную активность, связанную с восприятием окружающего мира, реакции на происходящие в нем события, такие как способность к самоосознаванию и способность переживать базовые психологические состояния, такие как боль, жажда или голод, а также различные социальные эмоции и чувства – эмпатия, сочувствие, и т.д. Также способность чувствовать включает так называемое метапознание – возможность думать и осознавать свои собственные мысли и чувства: например, уверенность или сомнение, а также такие эмоции как стыд, вину радость или надежду.
Согласно исследованиям, эти два изменения и наделение этими двумя способностями окружающих являются в значительной степени независимыми друг от друга. Так, социопат может представляться другим людям как обладающий высокой способностью к действию, но стремящейся к нулю способностью к адекватному межличностному восприятию. Напротив, младенца обычно воспринимают как в высшей степени способного к восприятию, но совершенно не умеющего планировать и действовать целенаправленно.
Воспринимать кого-либо как обладающего сознанием обычно означает наделять их в своем восприятии способностью осознанно мыслить и чувствовать. Поскольку вы сами знаете о себе, что вы способны и на то, и на другое, вы, очевидно, воспринимаете себя как обладающего сознанием.
Однако, согласно гипотезе объективизации, когда мы воспринимаем кого-то как физическое тело, мы перестаем задумываться о его ментальных способностях и не учитываем его психическую составляющую в своих оценках. Ученые из Университета Мэриленда совместно с коллегами из Йельского университета показали, что это не всегда так. В их исследовании внимание к телесной сущности человека не противопоставлено наделению его психическими характеристиками. Учитывая два измерения представлений о сознании других людей, исследователи показали, что при восприятии преимущественно тела, а не психики человека, уменьшается оценка его воспринимаемой способности действовать, в то время как воспринимаемая способность ощущать и переживать – только увеличивается.
В статье, опубликованной 10 ноября в журнале Journal of Personality and Social Psychology, ученые отмечают, что было бы полным абсурдом думать, что психические способности человека существенно меняются, когда он снимает одежду. Тем не менее, была проведена серия из шести исследований, в которых показано, что обнажение человеческого тела может значительно изменить восприятие его как обладающего сознанием.
Новизной этого исследования стало то, что оно впервые было проведено не только на мужчинах, воспринимающих обнаженные женские фигуры, но в исследовании участвовали представители обоих полов, рассматривая изображения лиц как своего, так и противоположного пола. Было показано также, что наблюдающийся эффект возникает и при восприятии одетых фигур, если внимание наблюдателя привлечено к их телесным характеристикам и привлекательности.
Автор исследования Курт Грей предполагает, что при восприятии человека мы неосознанно разделяем его телесную и психическую составляющие, причем способность активно действовать связываем с первой, а способность переживать и воспринимать – со второй.
Кроме того, ученые показали, что фокусировка внимания на теле может повышать воспринимаемый уровень моральных качеств. Несмотря на то, что обнаженное или каким-либо иным образом привлекающее внимание тело приводит к восприятию его обладателя как менее нравственного, такие люди также воспринимаются более чувствительными и беззащитными. Вследствие этого у окружающих уменьшается желание окружающих причинять им вред и увеличивается потребность защищать их. К примеру, в одной из серий исследования, когда испытуемым предъявляли изображения мужчины без рубашки и спрашивали, могли бы они ударить его током, участники эксперимента реже отвечали утвердительно, чем когда видели мужчину в рубашке.
С другой стороны, как отмечают Грей и его соавторы, работа в академическом контексте, когда люди преимущественно оцениваются по их способности действовать и планировать, фокус на телесной составляющей может иметь негативные эффекты: снижать воспринимаемые умения управлять коллективом, планировать научную работу и т.д.
Другое исследование, посвященное восприятию личностных особенностей человека по его фотографии, показало, что адекватно воспринимаются около 30 % глубинных индивидуально-психологических черт личности незнакомого человека при первом взгляде на его лицо. При этом пол натурщика и пол наблюдателя не играют существенной роли в оценке так называемой экзистенциальной наполненности личности. Более точно оценивается низкий уровень экзистенциальной наполненности, тогда как натурщики с высоким уровнем воспринимаются менее адекватно.
При межличностном восприятии происходит переработка зрительной информации о другом человеке на основании прошлого опыта наблюдателя и межличностных механизмов восприятия, таких как интроекция, резонанс, атрибуция и проекция собственных личностных черт на воспринимаемого. Взаимодействие этих механизмов приводит к порождению образа другого на основании его лица. Возможно, более полно понять механизмы межличностного восприятия позволит учет результатов Грея и коллег и контроль фактора внимания к телесным и психическим особенностям натурщика.
Литература:
-
The Chicago Social Brain Network (2011). Invisible Forces and Powerful Beliefs: Gravity, gods, and minds. Upper Saddle River, NJ: FT Press.
-
Барабанщиков В.А., Майнина И. Н. Оценка «глубинных» индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению его лица // Экспериментальная психология. 2010. №4. C. 50-71.
-
Kurt Gray, Joshua Knobe, Mark Sheskin, Paul Bloom, Lisa Feldman Barrett. More than a body: Mind perception and the nature of objectification. Journal of Personality and Social Psychology, 2011.