Инклюзия это включение, а инклюзивное образование - включение в учебный процесс всех детей с разными возможностями, например, с физической или психоневрологической инвалидностью. Инклюзия не означает наличие в обычной средней школе специализированных классов, инклюзия - это возможность для всех учащихся в полной мере участвовать в жизни школы, колледжа, института. У каждого человека раскрываются его особенности и таланты, каждому уделятся внимание, каждый высказывает свое мнение, которое будет услышано окружающими.
В России инклюзивный подход только развивается, однако уже сегодня проводятся конференции, посвященные проблемам инклюзивного образования, такие как IV Гражданский форум по проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, Международная конференция по инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» и другие. Издаются сборники статей, посвященные инклюзии. Недавно с российскими коллегами своим опытом поделилась ведущий специалист по инклюзивному образованию из США Кэрол Квирк.
В последние годы в Москве реализуется программа инклюзивного образования, благодаря которой многие дети и подростки с ограниченными возможностями могут получить качественное среднее и высшее образование. Ее основные принципы:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Решением Учёного совета Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) в июле 2009 года был создан Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования. Цель деятельности института - научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования. Институт ведёт прикладные научные исследования по основным проблемам инклюзивной образовательной практики, разрабатывает программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе интегративного и инклюзивного образования, создаёт технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольном, школьном, дополнительном и высшем профессиональном образовании. Руководитель института - Светлана Владимировна Алехина, кандидат психологических наук. Инициатором социальной кампании "Инклюзивное образование" является Региональная общественная организация инвалидов (РООИ) "Перспектива".
Публикации по проблемам инклюзии:
- Михайлова Н.Н. Общность как принцип и результат инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. C. 18-20.
- Живицкая А.И. Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. C. 11-13.
- Чепель Т.Л. Инклюзивное образование как инновационный проект: опыт Новосибирской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. C. 30-32.